08 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Топливно-энергетический комплекс Крымского региона

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.31 (8 Голоса)

Топливно – энергетический комплекс Крыма представляет собой совокупность отраслей топливной промышленности и электроэнергетики. Все вышеперечисленные отрасли, формирующие топливно-энергетическую базу Крыма, выполняют функции вспомогательных, а не отраслей специализации, так как их продукция потребляется полностью в пределах Крыма.

Топливная промышленность развита достаточно слабо ввиду недостаточной сырьевой базы.

Бешуйское месторождение (Бахчисарайский район) каменного угля – единственное на полуострове, с мощностью пластов 3 – 3.5 м., углем невысокого качества, балансовые запасы которого составляют 150 тыс. т., а забалансовые – 2 млн. т. Разработка месторождения началась в ХIХ, а к середине ХХ вв. прекращена из-за нерентабельности.

Нефтяные месторождения сконцентрированы в основном на Керченском полуострове. Разработка началась в I половине ХХ в., но запасы ее незначительны, хотя по сравнению с 1990 годом выросла в 5 раз с 18.1 тыс. т. до 88.7 тыс. т. соответственно. Промышленная добыча нефти на полуострове ведется из-за наличия в месторождениях сопутствующего газового конденсата.

Интенсивная разработка газовых месторождений началась во II пол. ХХ в., крупнейшими из которых на тот период являлись Глебовское, Джанкойское, Задорненское, одновременно строились газопроводы соединяющие месторождения с крупнейшими городами Крыма: Симферополем, Евпаторией, Саки. В 70-х годах ХХ в. газопровод Красноперекопск – Джанкой был подключен к Единой системе газоснабжения. К началу ХХI в. все континентальные газовые месторождения были истощены и на данном этапе используются в хозяйстве как газохранилища.

В настоящее время добыча газа, по сравнению с началом 90-х гг., возросла в 1.5 раза и составляет 903.9 млн. м³. из-за увеличения объемов добычи газового конденсата на шельфе Черного и Азовского морей. Также перспективен на газ шельф Азовского моря, но его запасы относятся к забалансовым, то есть запасам, которые в данный момент, при данных ценах на сырье и данных технологиях добывать нерентабельно. Специалисты, оценивая газовые запасы Азовского бассейна, называют его вторым Персидским заливом, отсюда и постоянные разногласия между Россией и Украиной по поводу статуса Азовского моря и определения государственных границ.

Основными месторождениями, обеспечивающими регион газом, являются Голицинское и Штормовое расположенные на шельфе Черного моря в 30-35 км. от суши. Монополистом в добыче и распределении газа по территории Крыма через сеть собственных газопроводов является ГАО «Черноморнефтегаз», который обеспечивает потребности Крыма в газе на 35%. Остальные 65% приходится импортировать из Украины и России. Отдельной проблемой является необходимость ежегодной покупки 100 тыс. т. сжиженного газа для районов неохваченных системой газопроводов.

Электроэнергетическая подотрасль топливно-энергетического комплекса представлена главными производителями энергии в регионе – теплоэлектроцентралями, использующими преимущественно газ, производящими ежегодно 472.6 млн. кВт.:

Симферопольская – производящая 2/3 энергии Крыма, Севастопольская, Керченская, Сакская, удовлетворяя при этом потребности Крыма на 11%, остальное транспортируется из Украины. При этом возникают проблемы потери энергии в пути и небольшие мощности ЛЭП не соответствуют возрастающим потребностям.

Основное количество топлива и электроэнергии Крым получает по газопроводам и линиям электропередач (ЛЭП). Именно тем, что большая часть потребляемой электроэнергии вырабатывается за пределами Крыма, объясняется крайне низкая надежность обеспечения полуострова электроэнергией.

Электроэнергия передается по электрическим сетям, про­пускная способность которых ограничена из-за неустойчивости связи Крымской энергосистемы с объединенной энергосистемой Украины. В случаях отключения любой из связующих линий электропередач происходит массовое отключение от общей потребляемой мощности. Кроме того, межсистемные линии электропередач подвержены обледенению, загрязнению изо­ляции при солевых и пыльных бурях в районе Сиваша.

Рост энергетического потенциала Крыма возможен за счет увели­чения добычи природного газа (с 780 млн м3 до 2,5—3 млрд м3 в год). Следует шире использовать имеющиеся нетрадиционные источники энергии (ветер, солнце и др.). Уже есть опыт эксплуатации ветровых электрогенераторов на Тарханкутском полуострове, гелиоустановок — на Керченском. Но специалисты определили, что за счет этого можно удовлетворить потребности в электроэнергии не более чем на 10—15 %.

Таким образом, топливно-энергетический комплекс, даже с учетом возможных перспектив, является фактором, сдерживающим экономическое развитие региона.

Металлургия Крыма

Металлургическая промышленность относится к старейшим отраслям экономики. Металлургический комплекс региона возник на базе использования имеющихся сырьевых ресурсов — железной руды, флюсов Керченского и Балаклавского месторождений. Выплавка чугуна из керченской руды на привозном древес­ном угле началась с середины XIX в., здесь в разные годы выплавляли чугун, сталь, затем обогащали железные руды Камыш-Бурунского месторождения, запасы которого в учебных пособиях начала ХХ в. относили к мировым, следовательно, достаточным для функционирования крупного металлургического комбината на протяжении, как минимум, 100 – 150 лет. В небольших объемах выплавка стали в Керчи производилась с небольшими перерывами до Великой Отечественной войны. В 30-е годы XX столетия к металлургическому производству присоединился новый Камыш-Бурунский железорудный комбинат, на котором обогащалась железная руда не только для металлургии Керчи, но и Северного Приазовья. После войны в металлургическом производстве Керчи было представлено лишь обогащение железной руды. Производимый на Камыш-Бурунском ЖРК агломерат (концен­трат из местной железной руды) вместе с флюсовым известняком через Азовское море рудовозами отправлялся до конца 80-х гг. в г. Мариуполь на металлургический комбинат "Азовсталь".

Железные руды, добываемые возле Керчи, относятся к разряду низкокачественных, содержание железа в которых составляет около 40%,в руде много вредных для металлургии примесей (серы, мышьяка, фос­фора), но из-за наличия в руде примесей марганца производилась добыча. Ввиду заметного истощения Камыш-Бурунского месторождения железной руды, неверной геологической оценки начала ХХ в., а также карьерного способа ее добычи, наносящего значительный ущерб сельскохозяйственным угодьям, разработка и добыча руды с конца 80-х годов прекращена. Камыш-Бурунский Железорудный комбинат в настоящее время производит агломерат из криворожской железной руды с использованием местных флюсовых известняков и отправляет его на металлургический комбинат в г. Макеевку. В начале 90-х годов была осуществлена структурная реконструкция комбината. К традиционному производственному процессу обогащения железной руды добавилось машиностроительное производство по выпуску газоводоочиститель­ного и сантехнического оборудования, чугунных труб и несложных товаров народного потребления.

В 1992 г. металлургия Крыма вошла в концерн Укррудпром по линии обогащения железной руды и поставок флюсовых известняков, которые добываются в районе Балаклавы и ввозятся на метал­лургические предприятия Приднепровья.

В настоящее время металлургический комплекс Крыма находится в упадке. Остановлена добыча руды на Камыш-Бурунском железорудном комбинате из-за нерентабельности, сократились основные производственные фонды, промышленно-производственный персонал, на базе старого металлургического производства в Керчи работа­ет завод, выпускающий небольшие партии стального литья из метал­лургического лома, производящий стрелочные переводы для железной дороги и стальную эмалированную посуду, производство металлоконструкций по сравнению с 1990 годом упало с 105.6 тыс. т. до 9 тыс. т. в 2005 году.

Добыча металлургического сырья, обогащение железной руды и агломерирование — экологически грязные производственные процес­сы, они наносят значительный ущерб природному комплексу рес­публики и отрицательно сказываются на развитии рекреационной отрасли на восточном побережье Крыма. Железорудный комбинат загрязняет прибреж­ные поды Керченскою полуострова, внутренние водоемы, атмосферный воздух, почвы.

Из-за экономической неэффективности, ограниченности сырьевых ресурсов, жестких экологических требований к металлургической промышленности этот комплекс не имеет реальной перспективы для развития на территории данного региона.

Машиностроение Крыма

Значение машиностроения чрезвычайно велико для хозяйства любого региона, так как оно определяет темпы и направление развития научно-технического прогресса (НТП) во всех отраслях хозяйства. НТП обеспечивает механизацию и автоматизацию производственных процессов. Развитие машиностроения способствует разработке таких технологий и техники для всех отраслей хозяйства, которые отлича­ются малыми индексами расхода сырья, топлива и энергии; обес­печивает решение вопросов сохранения окружающей среды. Без машиностроения немыслимо решение проблемы обеспечения насе­ления современными товарами народного потребления — авто­мобилями, бытовыми приборами, видеотехникой и другой разнообразной продукцией.

Развитие машиностроения определяется двумя главными взаимовыгодными формами организации производства — специализацией и кооперированием. Специализация — это ориентация производств на выпуск отдельных деталей или предметов с целью улучшения качест­ва продукции и повышения производительности труда. Коо­перирование — это связи между специализированными производст­вами с целью выпуска сложных видов продукции.

Для машиностроения Крыма характерны четыре формы специализации производства:

1) предметная (производство судов, станков, оборудования для пищевой промышленности, бытового оборудования, гидро­акустических приборов, средств связи, теле-, радиоаппаратуры, посу­ды);

2) технологическая специализация (производство чугунного и стального литья, штамповок);

3) подетальная (выпуск запасных частей для сельскохозяйствен­ных машин и автомобилей, пневмооборудования: деталей для оптических приборов и лазерной техники);

4) ремонтные производства для судов, сельхозтехники, тепло­возов, моторов, автомобилей. Ремонтные производства наиболее мно­гочисленны, с высокой долей ручного труда, с очень низкой производительностью.

Машиностроение зародилось в Крыму в конце XIX в. и по темпам развития обогнало другие отрасли хозяйства, а в советские времена превратилось в отрасль специализации практически в каждом из городов Крыма. Этому способствовало выгодное транспортно-географическое положение Крыма,

Наличие трудовых ресурсов высокой квалификации и частичная необходимость обслуживания потребностей других отраслей хозяйства.

Одна из отличительных особенностей машиностроения региона – незначительная доля реализации его изделий в районах производства. Готовая продукция предметной специализации от 80 – 100 % отправляется за пределы региона.

В настоящее время, когда отсутствует спрос на выпускавшуюся продукцию, а по сути – ликвидированы существовавшие ранее кооперативные связи по поставке отдельных изделий, в связи с распадом СССР, машиностроительный комплекс практически не функционирует в былых масштабах. Работают лишь некоторые предприятия, да и то на 20-30% от своей проектной мощности.

Одна из самых крупных отраслей машиностроения Крыма — су­достроение. Оно представлено крупными предприятиями в Севастополе (производство плавкранов), Керчи, Феодосии. Керченский завод "Залив" специализируется на производстве танкеров средней и боль­шой грузоподъемности, лихтеровозов. После кризиса 90-х годов завод продолжал функционировать благодаря возросшему спросу на мировом рынке на танкеры средней тоннажности, из-за участившихся аварий в мировом океане при перевозки углеводородного сырья большими танкерами. Феодосийское Производственное объединение "Море" специализировавшееся на производстве быстроходных пассажирских газотурбоходов на подводных крыльях типа "Циклон" и "Олимпия" в настоящее время занимается выпуском катамаранов, водных мотоциклов и небольших яхт исключительно на заказ. Предприятие работает со многими государствами черноморского бассейна.

Развитие морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне предопределило становление в Крыму судоремонтной базы. Машиностроение Крыма, особенно судостроение и судоремонт, остро зависимы по металлу от Донецко-Приднепровского экономического района и металлургических центров России (Урала, Курской магнитной аномалии, Череповца). Судоре­монтные заводы представлены в городах Керчи, Феодосии, Севастопо­ле. Они обслуживают торговый, рыболовный и военный флот. В этих же городах осуществляется подготовка трудовых ресурсов для работы в соответствующих отраслях.

Точное машиностроение Крыма специализируется на выпуске электротехнического оборудования, радио - и телевизионных средств, электронного оборудования, средств связи, оптических и навигационных приборов. Крупные предприятия этой отрасли — производственное объединение (ПО) "Фотон" в Симферополе; кон­церн "Муссон"; ПО "Электрон", "Маяк", "Квант" и завод "Парус" в Севастополе; "Гидроприбор" в Феодосии; "Альбатрос" и "Витязь" в Керчи; "Вымпел" в Евпатории и др. находятся в состоянии затяжного экономического и производственного кризиса. Следует отметить, что в перспективе точное машиностроение — будет являться высокорентабельной отраслью произ­водства в Крыму. К тому же эти предприятия относительно экологи­чески чисты. В этой связи в Крыму наиболее целесообразно вклады­вать капитал именно в эту отрасль машиностроения.

Группа производств, выпускающих технологическое оборудо­вание, представлена предприятиями, обслуживающими пищевую промышленность, сельское хозяйство, транспорт получила низкий уровень развития. Среди этой группы производств выделяются НПО «Продмаш» и «Пневмоборудование». К остальным предприятиям этого профиля относятся Джанкойский машзавод, завод «Сельхоздеталь» и другие также слабо связанные с потребностями сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Об интенсивности производства на предприятиях данной отрасли региона позволяют судить следующие цифры: в 1990 году на предприятиях Крыма было произведено 27 тыс. тракторов и прицепов, уже в 2003 году – 257 шт., а в 2005 – 10 шт. Военно-промышленный комплекс (ВПК) до недавнего времени включал в себя около 30 предприятий, в том числе научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации. В валовой промышленной продукции доля продукции ВПК составляла около 30 %.Предприятия ВПК, кроме специальной военной продукции выпускали и гражданскую. Она производилась на 9 судостроительных заводах, где было занято свыше 70 % Промышленно-производственного персонала комплекса.

В состав комплекса входило шесть приборостроительных завода и машиностроительных предприятий. Крупнейший среди них - Севастопольский морской завод, на котором создавались морские крупнотоннажные краны, осуществлялся ремонт судов военного и гражданского назначения. Особое место принадлежало испытательным полигонам, которые имели мощное техническое оснащение и хорошо развитую инфраструктуру - это совокупность сооружений, систем служб, необходимых для обеспечения процесса материального производства, и жизнедеятельности населения (т. е. здания, транспорт, связь, энергоснабжение, здравоохранение и т. п.

В бывшем СССР испытательные полигоны имели общесоюзное значение и развивались по трем основным направлениям: ракетно-космическому, авиационному и морскому. Своеобразие военно-промышленного комплекса Крыма проявлялось в очень плотном, органическом сращивании оборонных производств, военно-морской базы и размещении войск.

Сейчас ситуация принципиально изменилась. Требуется разработка специальной программы демилитаризации полуострова, которая бы учитывала возможности сохранения и использования имевшегося научно-технического и производственного потенциала, способного при определенных условиях стать ядром стабильности всей экономики Крыма.

Дальнейшее совершенствование структуры машиностроения дол­жно идти по пути более полного обслуживания агропромышленного производства, особенно виноградарства и виноделия, производства и переработки эфироносов, а также совершенствования судостроения.

Поскольку в машиностроении ведущей формой организации производства является кооперирование, по этой причине современное машиностроение Крыма испытывает значительные трудности в связи с резким нарушением экономических связей Украины со Странами Содружества.

Наряду с проблемой высокой доли ручного труда в машиностро­ении Крыма остро стоят и другие проблемы снижения доли обслуживающих производств, перевода оборонных производств на выпуск гражданской продукции (прежде всего — в милитаризованном Севастополе). При этом нужно отметить, что профиль оборонного производства Крыма близок к основной гражданской специализации машиностроения — судостроению и точному ма­шиностроению.

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Крыма

Химическая промышленность Крыма по стоимости производимой продукции занимает третье место после машиностроения и пищевой промышленности. Появление химических производств в Крыму относится к первым десятилетиям XX в. и связано с наличием здесь уникальных соляных месторождений. Первое химическое предприятие в г. Саки производило бром, хлористый магний, а позже — бромистые соли и разнообразные медицинские препараты.

Второй этап развития химического производства приходится на 60-70-е гг. и связан с необходимостью химизации народного хозяйства — потребностью в химических товарах сельского хозяйства, других отраслей промышленности и бытовой сферы. Крым обладает рядом благоприятных факторов для размещения разнообразных химических производств сырьем, свободными земельными и трудовыми ресур­сами, наличием потребителей, В результате чего в Крыму сформировалась своеобразная структура химического производства.

Соли крымских озер и Сиваша имеют сложный химический сос­тав, представленный хлористым магнием и натрием, глауберовой солью, бромом, калием, сернокислым магнием. В Крыму много изве­стняка, который может использоваться для производства соды, суль­фата натрия, магнезиального цемента, гипса. Бентонитованные глины могут служить наполнителем для пластмасс, линолиума, резины.

В число предприятий, созданных у источников сырья, входят Сакский химический завод и научно-производственное объединение "Иодобром", основанные на использовании рапы местных озер, а так­же два завода в Красноперекопске — Крымский содовый и Пере­копский бромный. Продукция этих предприятий — медицинские бромистые препараты, пермамганат калия, сода.

Под влиянием потребительского фактора в Крыму возникли предприятия по выпуску изделий бытовой химии, производящие синтетические моющие средства, изделия из пластмасс, парфюмер­ную продукцию.

Ряд предприятий химической промышленности размещен в Кры­му лишь по соображениям наличия в нем мест для сброса отходов производства. Так, фактор наличия озер, используемых как на­полнители отходов, сыграл решающую роль в размещении в Красноперекопском районе производственного объединения "Титан" и анилинокрасочного завода. Продукция этих предприятий — титано­вые белила и красители для текстильной промышленности, двуокись титана — полностью производится из привозного сырья и вывозится за пределы Крыма. Во времена Советского Союза химический комплекс Крыма, включавший

В себя производственное объединение «Титан», Сивашский анилинокрасочный, Перекопский бромный, Крымский содовый и Сакский химический заводы, работал, главным образом, на внешний рынок. После распада СССР их продукция стала неконкурентноспособной из-за высокой цены: половину себестоимости

Составляют энергетические затраты. Сейчас загрузка производственных мощностей составляет от 5 до 40 %, производство серной кислоты по сравнению с 1990 годом сократилось в 1.5 раза и составило в 2005 году 305.5 тыс. т., минеральных удобрений – в 8 раз, составив 17.6 тыс. т. к тому же технология производства, например диоксида титана, — шестидесятилетней давности и нуждается в модернизации.

Наметились благоприятные тенденции в развитии химических производств, связанные с их ориентацией на переработку отходов. В Красноперекопске создан завод "Поливтор", использующий пластмас­совые отходы и выпускающий полиэтиленовую пленку для покрытия теплиц, посуду из пластмассы и разнообразные бытовые изделия. Та­кую же функцию выполняет симферопольский завод "Сизакор", производящий из пластмассы оборудование для капельного орошения.

Химическая промышленность Крыма — наиболее конфликтная отрасль в экологическом отношении. Воздушная среда загрязняется выбросами таких веществ, как сернистый ангидрид, окись углерода, серная и соляная кислоты, хлор и др.

Суммарные объемы этих веществ достигают ежегодно 60-70 тыс. т. Стоки химических производств загрязняют почвы через фильтрацию, отравляют подземные воды ядовитыми веществами. Кислотные дожди с примесями этих веществ губительно сказываются на состоянии садов, виноградников, овощеводстве и на здоровье людей.

Сбросы химических стоков в Сиваш и Каркинитский залив изменяют химическую структуру морской воды и уничтожают ценные организмы шельфовой зоны.

Сокращение местной минерально-сырьевой базы, сильная зависимость от привозного сырья (например, Сивашского анилино-красочного завода и «Титана») и топливно-энергетических ресурсов, а главное —

Непоправимый экологический ущерб для всего Азово-Черноморского региона — все это делает нецелесообразным дальнейшее расширение химических производств и обусловливает необходимость поэтапного вывода наиболее вредных из них.

Решение конфликтной экологической ситуации заключается в совершенствовании технологических процессов химических предприятий в направлении безотходного производства. Имеющиеся в Крыму мощности химических предприятий и квалификация их производственного персонала в перспективе позволяют разрешить проблему утилизации отходов промышленного и сельскохозяйственного производства на полуострове. Дальнейшее развитие химической промышленности в Крыму возможно лишь при условии замены действующих технологий новыми, экологически чистыми.

В настоящее время предпринимаются попытки реанимировать химическую отрасль, являющиеся в какой-то степени это оправданными с позиций текущего момента, но совершенно неправомерно с учетом будущего развития экономики Крыма.


Топливно-энергетический комплекс Крымского региона - 4.3 out of 5 based on 8 votes