03 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Пути модернизации экономической системы Украины

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

О путях модернизации экономической системы

Скоро исполнится 20лет с того момента, когда Украина начала самостоятельное формирование экономической системы независимого государства. На этом пути были и несомненные успехи и неудачи, что непосредственно находило отражение на темпах экономического роста. Кризис национальной экономики, начавшийся в конце 2008 года показал, что существующая экономическая система не смогла адекватно ответить на вызовы, сформировавшиеся в начавшемся с 2007 года мировом финансово – экономическом кризисе. Внутренний объем потребления оказался недостаточным для компенсации потерь, связанных с уменьшением экспорта, а либерализация торговых операций, связанная со вступлением Украины в ВТО без активной регуляторной роли государства на переходном этапе лишь усугубила возникшие проблемы.

Современная экономическая система Украины исторически сложилась еще при Советском Союзе и соответственно отражала действующую в СССР совокупность принципов правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

После обращения в 1991 году Украиной независимости и становления экономики Украины на путь рыночных преобразований был избран путь постепенных реформ в экономической системе, без формирования стратегической программы ее модернизации.

На реформы отношений собственности сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, образования, госсектора экономики были направлены серьезные ресурсы, а ожидаемый экономический эффект так и не был достигнут.

Поэтому первым шагом на пути перемены должна быть стратегия модернизации экономической системы реализации продуманного комплекса системных реформ. Эти реформы являются не популярными не столько для населения, сколько для политиков, которые пытаются удержаться при власти даже ценой перманентного кризиса.

При осуществлении таких реформ Кабинет Министров Украины должен воздерживаться от принятия решений, не подкрепленных соответствующими финансовыми ресурсами (бюджетными возможностями, кредитами МВФ и др.) и отказаться от выполнения решений, не подкрепленных регулярными бюджетными поступлениями.

Успешность реформ определяется следующими условиями:

1.  Детально разработанной стратегией реформ. Для этого необходимо четко определить приоритетные направления действий, средства и механизмы достижения поставленных целей, адекватно оценить связанные с реформами социальные расходы. Количество приоритетных направлений реформирования должно быть ограничено, между ними должна прослеживаться взаимосвязь, временные параметры действий и соответствующие ресурсы.

2.  Четкая тактика реформирования. Ошибки, непоследовательность и половинчатость тех или иных действий могут серьезно скомпрометировать идею реформ и идеальную стратегию ее реализации. Одновременно успешность реформ требует последовательности и преемственности реформаторских усилий и действий.

3.  Умение быстро и адекватно реагировать на непредсказуемые изменения внутренней и внешней среды с целью обеспечения непрерывности и последовательности трансформационного процесса.

4.  Благоприятная среда для реформирования. Внешняя среда – внешние финансовые ресурсы, опыт и среда. Внутренняя среда – реформаторские силы, ресурсы и национальный политический консенсус в отношении необходимости и основных направлений, преобразований.

Успешная реализация программы модернизации экономической системы требует четкого распределения сфер экономической ответственности между государством и бизнесом. Отсутствие такого распределения приводит к неэффективной экономической политике, увлечению государства бизнесом и коррупции. В функциональном отношении речь идет о трех сферах ответственности:

1.  Сфере исключительной ответственности государства. К этой сфере относится создание соответствующей макроэкономической и регуляторной среды, защита конкуренции и противодействие неконкурентному поведению. В этой сфере частный бизнес должен придерживаться соответствующих законов и формировать свою производственно – коммерческую политику, руководствуясь преимущественно рыночными инструментами.

2.  Сфера исключительной ответственности бизнеса. К этой сфере относится производственно – коммерческая деятельность компаний и экономическая ответственность за результаты такой деятельности. Государство может оказывать определенную помощь отдельным отраслям и сферам, однако основной формой взаимоотношений должно быть содействие бизнесу в различных формах (путем, например, политической поддержки национальных производителей за рубежом, предоставление экономической и политической информации по большому числу вопросов, содействие внешней торговле).

3.  Сфера ответственности населения. К этой сфере относятся проблемы, связанные с формированием гражданской ответственности общества, целью которого являются совместные действия, направленные на продвижение или защиту собственного, частного, а вместе с тем и коллективного, общественного интереса в законопослушный и подотчетный обществу способ.

4.  Сфера совместной ответственности государства, бизнеса и населения. К этой сфере относится развитие образования, науки и инфраструктуры, так как развитие именно этих секторов непосредственно определяется инвестициями государства и бизнеса. Именно здесь государство и бизнес могут в наибольшей степени дополнять взаимные усилия, получая существенный эффект.

Комплекс программ по модернизации экономической системы национальной экономики выглядит следующим образом (рис. 1).

Комплекс программ по модернизации экономической системы национальной экономики выглядит следующим образом

 

Модернизация технико – экономических отношений

 

Модернизация организационно – экономических отношений

 

Модернизация социально – экономических отношений

 

Рис. 1 Комплекс программ по модернизации экономической системы национальной экономики.

В процессе программ модернизации экономической системы необходимо четко придерживаться условий успешности реформ, а также разрешить зоны ответственности государства, бизнеса и населения.

В последние годы в научной литературе широко обсуждается проблема необходимости повышения производительности труда в национальной экономике. Ключ к решению этой задачи как раз и заключается в решении проблемы модернизации производительных сил и экономических отношений.

Производительные силы представляют систему личностных субъективных и материально – вещественных объективных факторов общественного производства, совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящих средства производства в действие.

Особое место в составе естественных производительных сил занимает земля. В одних отраслях национальной экономики она используется преимущественно как предмет труда (добывающая промышленность, в других – как средство труда (в сельском хозяйстве)). Но везде она служит материальным условием производства.

За годы независимости Украины использование земли в качестве предмета труда было направлено на решение проблем эффективности использования. С этой целью в стране был организован рынок земли несельскохозяйственного назначения, организованы аукционы по предоставлению частному капиталу лицензий на разработку месторождений важнейших видов материальных ресурсов, включая месторождений с запасами газа, нефти, драгоценных и полудрагоценных металлов и камня, железной руды и др. Вводились в действие новые шахты и новое оборудование в отраслях добывающей промышленности, строились и вводились новые мощности в электроэнергетике, химической и других отраслях экономики. Одновременно осуществлялись реструктуризация убыточных предприятий и рекультивация земель в связи с исчерпанием возможностей добычи соответствующего сырья или резким возрастанием расходов на его добычу. Все эти процессы были направлены на снижение себестоимости получаемого материального продукта и повышения качества продукции, на основе передачи соответствующих ресурсов земли в частные руки, так как именно при частном производстве возможно достичь его наивысшей эффективности.

Однако было бы ошибочным считать, что в этой сфере решены все проблемы. Многочисленные публикации в научной литературе и СМИ свидетельствует о злоупотреблениях с выделениями земельных участков, незначительной доле продаж земель несельскохозяйственного назначения на аукционах, высокой коррумпированности чиновников в сфере. В связи с этим необходимо совершенствование процедур продажи и передачи в аренду земель несельскохозяйственного назначения и достижения необратимости ответственности чиновников за совершаемые преступления.

Что касается проблем использования земли в качестве средства труда, следует отметить, что эффективность работы сельского хозяйства напрямую зависит от создания рынка земли сельскохозяйственного назначения. Это позволит укрупнить сельскохозяйственные производства, обеспечить использование современной техники и технологии, снимет проблему кредитования сельского хозяйства и снижения плодородия земель, увеличит занятость в сельском хозяйстве, а также снизит зависимость от сезонного характера сельскохозяйственного производства путем развития животноводства, строительства и подсобных производств. Кроме того значительная занятость населения может быть обеспечена путем развития различных ремесел, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов.

В настоящее время значительная часть мелких собственников земель, не имея средств для ее обработки, ориентированы на передачу земель в аренду, при этом рентные платежи порой составляют 100 грн. За 1 га пашни, продать те земли владельцу не может ввиду моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, ввиду чего растет объем злоупотреблений в этой сфере (перевод из земель сельскохозяйственного в земли несельскохозяйственного назначения), затягивается процесс оформления земель в собственность, возникают земельные конфликты. Очевидно, что дальше откладывать процесс создания рынка земель сельскохозяйственного назначения нельзя. Необходимо завершить ранее начатую земельную реформу и предусмотреть социальные стабилизаторы, принять программу создания рабочих мест для граждан, продающих свои земли эффективным собственникам.

В отношении других видов ресурсов – естественных производительных ресурсов (водных, атмосферных и воздушных, солнечной энергии) необходимо принять соответствующие программы сохранения и преумножения имеющихся ресурсов, вовлечения их в процесс общественного воспроизводства. Например, требуется принятие программы по сохранению малых рек и озер, единых норм и правил их использования коммерческими структурами с целью рыборазведения, генерации энергии, транспортного использования и др. Это позволит повысить эффективность бизнеса, не допускать возникновения коммерческих конфликтов как это случилось в 2009 году между крупнейшим отечественным экспортером сельскохозяйственной продукции – фирмой «Нибулон» и Николаевским торговым портом.

Что касается модернизации общественных производительных сил, то данную проблему необходимо решать в двух направлениях:

1.  Модернизации средств производства.

2.  Модернизации общественного разделения труда.

Решить столь сложную задачу невозможно без восстановления нормальной работы финансового рынка и прежде всего рекапитализации банковского сектора с одновременным его финансовым оздоровлением путем закрытия, продажи или объединения проблемных банковских учреждений, повышения степени защищенности банковских депозитов, а также депозитов в небанковских финансовых учреждениях. Необходимо принять программы развития лизинга, концессии, арендных отношений, устранить препятствия, имеющиеся в законодательстве и препятствующие реализации бывших в употреблении средств производства, а также списания и ликвидации отслуживших нормативные сроки средств производства. Налоговые и неналоговые инструменты государственного регулирования необходимо направить на стимулирование обновления средств производства, экономию ресурсов и повышение заработных плат работающих.

Проблема модернизации общественного труда отчасти может быть решена при модернизации средств производства, так как применение современной техники позволяет добиться воздействия систематизированных знаний на производство. Особенно следует обратить внимание на развитие информационных технологий, позволяющих вывести производство на новый технологический уровень, как это было осуществлено в банковском секторе в начале 90 – х годов ХХ века после внедрения электронной почты и системы межбанковских электронных платежей, на транспорте и в торговле. Соответствующие технологии необходимо разработать и внедрить в сельском хозяйстве, промышленности, других отраслях. Отдельно необходимо затронуть тему взаимоотношений машиностроительных заводов и потребителя. В настоящее время наша промышленность либо выпускает не то, что требуется потребителю по ассортименту и ценам. В связи с этим необходимо принять программу по стимулированию внутреннего спроса и предложения на товары машиностроительного комплекса с целью решения проблемы импортозамещения.

Формат модернизации производительных сил всеобщего характера должен прежде всего охватывать науку, образование и здравоохранение.

В области образования с момента обретения Украиной независимости сформировались три основных модели реагирования образования на возрастающие вызовы социально – экономической системы:

1.  Модель формирования новых форм организации образовательной деятельности, основанных на прогнозировании и быстром реагировании на вызовы. Эта модель является наиболее распространенной на нижних уровнях образовательной иерархии: в школах, высших и других учебных заведениях, которые занимаются научно – воспитательской деятельностью.

2.  Модель трансформации имеющихся учреждений, организационных и образовательных практик в соответствии с изменяющимися условиями, материально – техническое переоснащение, формирование системы грантов поощрений за современные научно – технические разработки. Данная модель должна реализовываться на всех уровнях – от школы до Министерства науки и образования.

3.  Модель имитации изменений, которая в настоящее время присутствует на всех уровнях образовательной системы, но уже в обратном направлении – больше на верхнем уровне (министерстве науки и образования при формировании госзаказа, аккредитации и лицензирования), менее – на уровне образовательных учреждений, которые имеют непосредственные контакты с потребителями образовательных услуг.

Модернизация системы образования должна быть осуществлена на всех трех уровнях с целью формирования для экономики высокоэффективных специалистов, гармонизации спроса и предложения соответствующих категорий специалистов. В этой связи следует также пересмотреть квалификационные требования, предъявляемые государством к тому или иному специалисту. В настоящее время, в ряде случаев они необоснованно завышены. Например, в банковской сфере, госучреждениях сотрудники, не имеющие высшего образования, могут работать разве что как обслуживающий персонал и вместе с тем люди, имеющие одно или более высших образования, работают не по специальности. Современный рынок весьма динамичен и требует сокращения периода подготовки кадров, наличия эффективных, а не формальных как сейчас учреждений по переподготовке и повышению квалификации кадров. В противном случае, при длительном периоде обучения, знания полученные в учебном заведении до его окончания учащимся уже устаревают. Поэтому необходимо отказаться от 12 – ти летнего обучения в средней школе, возвратившись к 10 – ти летнему периоду. Чрезвычайно важным является процесс урегулирования и согласования образовательного законодательства, изменений в системе организации, управления, менеджмента образования, реорганизации финансирования образования, качественных изменений в стандартах, содержании и формах обучения, реформировании кадровой политики и системы оплаты, которая должна зависеть от вклада конечного результата и быть недискредитационной для молодых учителей и ученых.

Еще одной важной сферой, модернизация которой позволит не только повысить эффективность национальной экономики, но и способствует социальной гумманизации общества, является здравоохранение. Необходимо четко определить основной перечень медицинского лечения и услуг, бесплатное предоставление которых должно быть гарантировано государством для каждого гражданина. В финансировании системы здравоохранения необходимо перейти от принципа «содержания учреждений здравоохранения» к принципу «оплаты предоставленных услуг». Система оплаты труда врачей должна базироваться на результатах деятельности, а между лечебными учреждениями должна вестись конкуренция. С целью развития частного медицинского страхования необходимо принять специальный закон о частном медицинском страховании и урегулировать вопросы взаимодействия частного медицинского страхования и государственной компенсацией основного (базового) перечня медицинских услуг.

Вышеперечисленные направления модернизации производительных сил на наш взгляд являются приоритетными, после реализации которых необходимо завершить модернизацию производительных сил в других сферах.

Как известно, производительные силы образуют ведущую сторону общественного производства. Согласно марксистской теории каждой ступени развития производительных сил соответствуют определенные экономические (производственные) отношения, выступающие в качестве социально – экономической формы их движения.

Модернизация социально – экономических отношений должна осуществляться в направлении защиты интересов собственника, кредитора. При этом должны быть сняты существующие барьеры, затрудняющие движение собственности субъектов хозяйствования и населения, распоряжения собственностью. Необходимо сформировать законодательные барьеры с целью противодействия рейдерским захватам предприятий, случаям незаконного овладения различными видами ресурсов. Предоставить полную экономическую свободу выбора хозяйствующими субъектами комбинаций факторов производства при осуществлении своей хозяйственной деятельности.

Регистрация с 2005 года субъектов малого и среднего бизнеса на принципах «единого окна» до настоящего времени не дала ощутимого результата. Поэтому окончательной целью должно быть внедрение уведомительного принципа регистрации субъектов предпринимательской деятельности. С другой стороны необходимо упростить механизмы закрытия бизнеса.

Необходимой мерой защиты интересов собственника является законодательный запрет реприватизации, кроме случаев признания в судебном порядке невыполнения покупателями взятых инвестиционных обязательств или нарушения установленных законодательством процедур.

Необходимым элементом построения эффективной системы защиты прав собственности должно стать упорядочение сведений в отношении прав владения материальными и нематериальными активами, а именно: кадастр земельных участков с четкими географическими координатами участков, развитой и надежной системой депозитарных институтов, бюро кредитных историй, реестров предприятий и компаний. Особое значение приобретает создание национального реестра сведений о залоге. При этом необходимо урегулировать правила и процедуры доступа к ранее сформированным данным.

Модернизация организационно – экономических отношений должна осуществляться по трем приоритетным направлениям:

1.  обмену опытом;

2.  менеджмент;

3.  Маркетинг.

Обмен опытом традиционно является одним из наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности предприятия и государственных учреждений.

В настоящее время в государстве фактически система обмена опытом отсутствует либо осуществляется формально.

Современная система обмена опытом должна охватывать следующие основные направления:

1.  обмен опытом школьных учителей;

2.  обмен опытом в высшей школе;

3.  обмен опытом внутри самого предприятия и организации;

4.  обмен опытом за пределами организации, где работает сотрудник;

5.  обмен опытом с зарубежными партнерами.

Соответственно на каждом из уровней необходимо разработать программы обмена опытом с целью ориентации сотрудников на инновации повышение качества труда. Эти программы должны увязываться с очередными проектами по модернизации систем обучения и труда на предприятиях, где трудятся сотрудники, прошедшие обмен опытом.

Большинство коммерческих организаций менеджмент в своих структурах по направлениям: производство; приобретение; сбыт. Очевидно, что и менеджмент в органах государственной власти должен быть организован по этому же принципу. Тогда можно будет установить конкретные полномочия и ответственность чиновников за конкретный результат. В качестве основы функционального распределения обязанностей на наш взгляд было бы логичным взять за основу распределение, увязанные с фазами воспроизводственного цикла: производство – распределение – обмен – потребление. Для решения этой задачи достаточно принять решения на уровне министерств и ведомств с утверждением новой организационно – функциональной структуры Кабинетом Министров Украины.

Каждый уровень исполнительной власти должен оцениваться в соответствии с определенными для него функциями, миссией и критериями качества работы. Эффективность работы Кабинета Министров, министерств и ведомств должна оцениваться по результатам качественных изменений (состояние) в стране и обществе, а также эффективности использования публичных ресурсов. Работа органов государственной власти, местного самоуправления, должна оцениваться на основе оценки качества удовлетворения частных субъектов и населения соответствующими услугами. Именно качество публичных услуг и эффективность использования публичных ресурсов должен контролировать парламент и общественность.

Что касается системы маркетинга необходимо отметить, что каждый субъект хозяйствования ее формирует самостоятельно в рамках действующего законодательства и это абсолютно правильно. Однако в ряде случаев хозяйствующие субъекты проводят агрессивную маркетинговую политику, находя неточности и несогласованность в действующем законодательстве в угоду собственной выгоды. Это относится к форме договоров, ассортименту, ценам, рекламе. В результате потребитель принимает на себя повышенные риски, что в конечном счете формирует недоверие ко всему сегменту рынка. При этом теряют клиентов и добросовестно работающие компании.

В Украине есть ряд примеров, когда договора и отдельные элементы маркетинговой стратегии стандартизированы в национальном масштабе (например, процедуры страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств). На наш взгляд было бы целесообразно унифицировать и другие процедуры по услугам наиболее массового характера. Например, в банковском секторе требует унификации кредитных форм и процедура оказания услуг. Безусловно, такая унификация должна носить рекомендательный характер. Однако у нее должны быть и преимущества – возможность получения рефинансирования у НБУ под залог стандартных договоров.

Необходима модернизация маркетинговой стратегии государственного сектора экономики. Для этого необходимо подготовить общие рекомендации Кабинета Министров, министерств и ведомств, затрагивающие инструменты маркетинговой политики и согласовывающие соответствующие процедуры их реализации:

1.  В отношении формирования продукта. Необходимо сформулировать политику ассортимента (стратегические компоненты) и политику продукта (оперативные компоненты).

2.  В отношении формирования цен. Необходимо сформулировать ценовую политику.

3.  В отношении организации системы сбыта. Необходимо сформировать дистрибуционную политику.

4.  В отношении системы формирования путей коммуникации. Необходимо определить первичную сетку коммуникации на рынке сбыта продукции, а также внутреннюю сеть коммуникации (в виде брифингов, презентаций и т. д. ).

Инструменты маркетинговой политики целесообразно предоставлять вышестоящим органам управления на утверждение вместе с производственно – финансовыми планами, что существенно повысит экономический эффект при организации деятельности государственного сектора экономики.

Проблема модернизации технико – экономических отношений должна охватывать следующие основные элементы:

- рационализацию производственных процессов;

- оптимизацию обработки и подготовки информации;

- увеличение эффективности при производстве и сбыте товаров и услуг;

- выделение из конкурентов;

- достижение эффекта от специализации и профилизации.

Соответственно государственный регуляторный механизм должен быть направлен на развитие технико – экономических отношений, стимулируя производство, приобретение и внедрение новых технологий и процессов путем льготного налогообложения. В свою очередь средства на эти цели можно найти путем введения налога на роскошь или реализации основных непроизводственных фондов.

Модернизация системы технико – экономических отношений должна быть ориентирована на расчленение возникающих производственных задач. Они определяются, далее, необходимостью использования знаний для решения этих частных задач и, наконец, необходимостью свести воедино элементы задачи виде законченного цельного продукта.

Всем известно, насколько эффективной была идея создания конвейера на заводе Форда. В Украине новые технико – экономические отношения были реализованы в банковской системе, торговле, на транспорте, ряде других сферах. В настоящее время наиболее остро стоит вопрос модернизации технико – экономических отношений в сфере государственного управления, сельском хозяйстве, промышленности. Для этого рекомендуется разработка Государственной комплексной целевой программы с обоснованием задач и приоритетов, созданием систем мотивации проведения работ по модернизации.


Пути модернизации экономической системы Украины - 4.0 out of 5 based on 1 vote