08 | 12 | 2016
Экономика
Литература

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

В статье делается попытка на основе международного опыта обозначить и установить индикаторы модели развития организационного механизма предпринимательства, инновационной деятельности, бизнеса и новых форм управления, на Украине опираясь на опыт США, Японии, а также Европы и других стран по формированию информационного общества.

Ключевые слова: информационное общество, транспарентность, организационный механизм, инновационная деятельность, предпринимательство, конкурентоспособность.

Социально-экономическое развитие к середине 90-х годов XX века для большинства развитых стран завершилось новыми «информационными» отношениями и формированием «новой экономики». Хотя до настоящего времени нет единых представлений об этой экономике и о происходящих в ней процессах, а специалистами во всем мире используется целый ряд терминов: «knowledge economy», «knowledge-based economy», «knowledge-intensive industries», «new economy», информационное общество или постиндустриальный путь развития. Возникновение и введение в научный оборот этих терминов связано с определением нового состояния цивилизации через анализ информационных процессов еще в 60-х годах фактически одновременно в Японии и США в трудах таких авторов, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Катц. «Информационная экономика» или «новая экономика» сегодня определяется как качественно новый тип экономических отношений, доминирующим аспектом, в которой являются сбор, обработка и использование информации и знаний. По определению специалистов Всемирного банка под «экономикой знаний» понимают экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности [3]. По нашему мнению, рост экономики знаний стал возможным благодаря всепроникающему развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и глобальных телекоммуникационных сетей, непрерывному совершенствованию компьютерной техники и программного обеспечения, удешевлению хранения, обработки и передачи информации. Об этом свидетельствуют сложившиеся тенденции не одного десятка лет экономического роста, увеличение капиталовложений в наукоемкие технологии и усиления информационного сектора экономики, так например, в 2000-2010 году (Рис. 1), (рис. 2), (Рис. 3).

Рис.1. Показатели роста мирового ИКТ-рынка в 2005-2007 годах, % (источник: EITO в сотрудничестве с IDC)

ICT-market (Information and Telecommunication Market — информационно-телекоммуникационный рынок, ИКТ-рынок), состоящий из IT-рынка (Information Technology Market — рынок информационных технологий, ИТ-рынок) и TLC-рынка (Telecommunication Market — телекоммуникационный рынок, ТЛК-рынок).

Анализ этих тенденций показывает, что одна треть доходов мирового ИКТ-рынка приходится на Европу, немного больше — на США и Японию. Все остальные страны претендуют всего лишь на 24,1%. Наиболее быстро растущим в этом десятилетии становится сегмент портативных компьютеров — на его долю в 2010 году в количественном отношении, по данным iSuppli, придется 40% всех ПК, а объем рынка составит 333,7 млн. единиц. [4]

Темпы роста ИТ-рынка в 2005-2007 годах

Рис. 2. Темпы роста ИТ-рынка в 2005-2007 годах, % (источник: EITO в сотрудничестве с IDC)

Что свидетельствует об углублении процессов информатизации населения и о возрастании индивидуального спроса на информационные услуги. Вот почему темпы роста потребительского рынка ПК заметно выше, а доля поставляемых на него компьютеров и компьютеризации домашних хозяйств постепенно растет (Рис. 3).

Рис. 3. Доли поставок 1999-2008 годах, % (источник: IDC)

С учетом экономического кризиса, специалисты «Gartner» более чем вдвое снизили свой предыдущий прогноз роста IT-затрат на 2009 г. Тем не менее, по мнению аналитиков «Gartner», спад в IT-отрасли будет не столь резким, а кризис только подчеркивает их значение, утверждают эксперты компании. При самом пессимистическом прогнозе, рост IT-затрат в 2009 г. может составить 2,3% вместо 5,8%.

Успех новой экономики и самой концепции во многом определяется отсутствием догматичности её положений и первостепенной ролью научных знаний, которые выступают в ней главным ресурсом и важнейшим продуктом, а экономический рост обуславливается степенью применения новых знаний в виде инноваций, что повышает эффективность традиционных секторов экономики. В связи с движением к информационному обществу возрастает роль собственных НИОКР, а в странах с низким уровнем инновационной активности прослеживается зависимость, как от самих технологий, так и возможности их приобретения и адаптации к местным условиям. Эти процессы являются дополнительным фактором постоянного роста доли информационной экономики в развитых странах (Рис.1),Которая в суммарном рабочем времени уже превышает 50-75% [1]. Что вполне соответствует базовым критериям, выдвинутым Порэта (Рис.4), Согласно которых переход общества от одной стадии развития к другой оценивается по проценту населения, занятого в этой сфере

Занятость в сферах хозяйства

 

50%

 

1 2 3 4 5

 

 

Время

1- в производстве продуктов питания (аграрное общество),

2- в материальном производстве (индустриальное общество),

3- в сфере услуг (постиндустриальное общество),

4- в сфере информационных услуг (информационное общество),

5- в сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).

Рис.4. Диаграмма Порэта [2].

Таким образом, формирование инновационного пути развития экономики и эффективного механизма предпринимательства, бизнеса и менеджмента, возможно, прежде всего, на основе информационного общества. По мнению Н. Н. Моисеева, А. И. Ракитова, А. В. Соколова, А. Д. Урсула Г. Т. Артамонов, К. К. Колин процесс информатизации должен включать в себя три диалектически взаимосвязанных процесса:

·  медиатизацию[1] - процесс совершенствования сбора, хранения и распространения информации;

·  компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

·  интеллектуализацию - процесс развития способностей людей к восприятию и порождению информации (знания), т. е. процесс повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Продвижение к информационному обществу по убеждению Д. Белл, Дж. Гелбрейт, Дж. Мартин, И. Масуда, Ф. Полак, О. Тоффлер, Ж. Фурастье является лишь наиболее оптимальным способом существования и развития любой из современных и будущих формаций.

Саму концепцию и практическое воплощение идеи информационного общества на Украине, необходимо рассматривать как сложную проблему, которая рассматривается исследователями в направлении анализа собственно теории информационного общества, сравнения государственных концепций нацеленных на их реализацию, на выявление новых политических, экономических и социальных особенностей рассматриваемого общества. Поэтому выбор модели развития такого общества для Украины является Актуальной Темой, которая определяет Цель работы, тесно связанную с экономической устойчивостью национальных предприятий, развитием предпринимательства и инновационной деятельности, организации и ведения эффективного менеджмента и бизнеса. Решение этих задач, на наш взгляд, возможно при реализации комплексного подхода, в первую очередь, направленного на создание модели и базисных элементов структуры информационного общества. Поэтому оБъектом нашего исследования являются элементы модели такого общества на Украине, обеспечивающие развитие инновационной деятельности, предпринимательства, бизнеса, менеджмента, а Предметом исследования - механизм взаимодействия и совершенствования структурных составляющих этой модели, обеспечивающих достижение поставленных целей.

С методологической точки зрения любая экономическая концепция может быть апробирована и развиваться на основе использования определенного набора показателей или системы индикаторов, которыми она оперирует и которые позволяют оценить затраты, результаты, динамику тех или иных описываемых процессов. Проведенный анализ основных концепций «экономики знаний» свидетельствует об отсутствии строго определенных рамок включения тех или иных экономических индикаторов в список показателей, пригодных для точного определения, что свидетельствует о сильном качественном насыщении ее характеристик и прежде всего – категории знаний. Поэтому в первую очередь необходимо уточнить качественные характеристики и движущие силы такого общества:

- формирование сферы устойчивых информационных и коммуникационных услуг,

- выявление эффективных направлений информатизации системы образования и воспитания качественно новых характеристик личности, прежде всего умений, пользоваться информацией и знаниями,

- наполнение сферы информационных услуг духовным и нравственным содержанием.

Именно движущие силы должны определять духовное и нравственное направление в развитии будущего общества и создать базис научно – технического и инновационного развития. А также условия для устойчивого научно – технического информационного потока, в процессе формирования которого, основное внимание следует уделять складывающимся в Украине реалиям экономического, правового движения к новому обществу и созданию его технико-технологической базы, а именно:

- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию процессов обработки, хранения, распространения и использования информации, базирующейся на принципах доступности,

- совершенствование существующих и создание новых систем национальных информационных ресурсов (баз и банков данных, архивов, библиотек и. т.п.),

- дальнейшее совершенствование и развитие вычислительных ресурсов,

- создание и развитие новых информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию процессов сбора, накопления, хранения, передачи и доставки информации,

- развитие технической базы и технологий средств массовой информации.

Что в совокупности даст возможность развивать социальное направление:

- как единое информационно-культурное пространство на основе расширения сотрудничества, совершенствования и развитие системы информационного законодательства и механизмов его реализации,

- как систему распространения массовой информации и формирования общественно-политического климата в стране, благоприятного для перехода к новому обществу,

- как систему обеспечения личной и общественной безопасности по предотвращению угроз использования новых информационных технологий в качестве информационного терроризма и информационного криминала,

- как комплекс мер по экономическому регулированию рынка информационных технологий, продуктов и услуг, в том числе в области налоговой, таможенной и кредитно-финансовой политики),

-укрепляя и развивая экономический потенциал и процессы формирования информационного общества (государственная поддержка отечественных средств информатизации, информационных продуктов и услуг),

-создавая условия для формирования развитых информационных потребностей и информационной культуры потребителей информации,

-стимулируя платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги,

-проводя политику государственной поддержки производителей и потребителей информационных технологий, продуктов и услуг для социально значимых программ (сфер труда и занятости, здравоохранения, социального обеспечения, высшего и среднего образования, культуры, быта и досуга и т. п.),

-на основе массовой домашней компьютеризации;

-обеспечивая государственную поддержку массовой подготовки и переподготовки кадров для работы в условиях развития информационных и коммуникационных систем нового поколения;

-на основе транспарентности (достоверности, ясности и легкопроверяемости сведений о чем-либо; отсутствии секретности) фирм и доступности объективных сведений об их деловой репутации.

Сформированные таким образом элементы структуры и качественные характеристики позволяют повысить требования к конкурентной среде, существенно снизить риски связанные с предпринимательской, инновационной деятельностью, развитием бизнеса, сократить расходы на правоохранительные мероприятия и придать импульс движению выхода национальных производителей на мировой рынок. Кроме того, на Украине повысится транспарентность отечественных и зарубежных предприятий до уровня мировых требований, что будет способствовать созданию условий для развития здоровой конкуренции и как следствие конкурентоспособности отечественных товаров. Значительно улучшится практика получения легальной, полной и достоверной информации о хозяйствующих субъектах, особенно важных для целей экономической безопасности и таких данных как: платежеспособность, дисциплина выполнение договорных обязательств, наличие или отсутствие совершенных правонарушений. Такая информация сегодня каждым предпринимательским субъектом, как правило, собирается самостоятельно и не иметь систематического характера в условиях информационной «закрытости». Поэтому в таких условиях сложно провести достоверную аналитическую оценку экономического состояния хозяйствующих субъектов, что с одной стороны затрудняют серьезные инвестиции и инновации в экономику страны, а с другой - отсутствие релевантной информации о происхождении инвестиций, об инвестиционных институтах - реальная угроза «отмывания» незаконных доходов и благоприятная почва для финансовых нарушений.

Поэтому перспективными направлениями развития информационной безопасности в Украине по-прежнему остается:

- консалтинг в области поиска и выявления партнеров среди предпринимательских структур, чьи финансовое состояние и деловая репутация свидетельствуют об их надежности,

- государственный контроль «сКоротечных» малых предприятий создаваемых для различных целей, (укрытия от налогов, легализации незаконно получаемых средств и. т.д.) и создание базы данных доступной для всех пользователей,

- разработка превентивных мер по уменьшению коммерческих и инвестиционных рисков,

Решение перечисленных задач даст возможность предпринимателям и инвесторам в кратчайшие сроки определить и минимизировать риски при вложении капитала в отдельные предприятия, инновационные проекты и технологии, значительно улучшит получение объективных данных по составлению и экспертизе бизнес-планов.

В рамках развития системы информационного сопровождения и формирования конкурентной среды необходимым условием является гарантированный и свободный доступ к сетевым национальным и мировым ресурсам, телекоммуникационным системам. Для этого необходимы меры, прежде всего государственного поощрения и регулирования доступности и качественного состава предлагаемой информации.

Поэтому обязательными направлениями государственной деятельности должны стать:

- сбор и систематизация информации о зарубежных и национальных партнерах, нормативных документах,

- ведение реестра украинских предприятий и предпринимателей,

- организация и контроль необходимых баз данных на государственном уровне, прежде всего на предмет правдивости и объективности фактического материала действительности,

- осуществление сбора данных о перспективных объектах инвестирования на предмет их исследования в условиях постоянно меняющейся экономической конъюнктуры.

- проведение независимого анализа безопасности предпринимательской деятельности, правовых, социальных, экономических и финансовых механизмов,

Что позволит аккумулировать публичную информацию по всей сфере деятельности предприятия, в том числе: о финансово-экономической стороне, об инновационной и инвестиционной деятельности, а также с точки зрения соблюдения им правовых норм, что будет способствовать укреплению легальных форм бизнеса.

Как показал опыт других стран, в структуре нового общества взаимодействие экономики, науки, государства и бизнеса нелинейно, неоднозначно и существует в сложном взаимном переплетении интересов, целей и реальных перспектив. Экономика «знаний» не предлагает автоматического роста благосостояния и социальной гармонии. Кроме того некоторые социальные проблемы, порождаемые ею, могут вызывать определенное напряжение в обществе, что затруднят её поступательное развитие в том числе и на Украине. Эффективное становление и развитие новой экономики, возможно на уровне государственного регулирования при комплексном подходе, в том числе и по формированию качественных показателей развития, которые обеспечат оптимальную экономическую и социальную политику.

В плане практической реализации необходимы меры государственного характера управления проектом, а необходимые средства дополнительно могут привлекаться через создание специальных фондов учредителями, которых в первую очередь, могли бы выступать государственные органы, а также крупные отечественные и зарубежные фирмы, коммерческие банки, страховые компании и другие заинтересованные организации. Управление этими фондами, на наш взгляд, должно осуществляется на новых принципах управления - эдхократии (власти знаний, компетентности) с широким привлечением всех заинтересованных сторон, что позволило бы, по нашему мнению, обеспечить условия оптимального формирования качественных характеристик и направлений развития нового общества на каждом его этапе.

В заключении хотелось бы отметить что, нерешенность перечисленных выше проблем по формированию новой модели общества способствует снижению уровня экономического развития и конкурентоспособности страны и ведет к поступательному движению к кризисным вариантам развития экономических ситуаций. Вот почему в перспективе на национальном уровне важно обеспечить мониторинг качественных показателей развития рассматриваемых составляющих «новой экономики», которые и будут формировать будущую модель социально-экономического развития Украины, с учетом дальнейших позитивных изменений в инновационной деятельности, предпринимательстве, бизнесе и менеджменте в рамках новой постиндустриальной цивилизации на основе информационного общества.

Литература:

Сетевые ресурсы:

Шляхтина C. Рынок информационных технологий в 2005-2007 годах: цифры, тенденции, прогнозы [Сетевые ресурсы] / C. Шляхтина // журнал "Компьютер Пресс"2007.- №1.- Режим доступа: www. compress. ru. Дата обращения: 01.09.2009

1.  Дракер П. Посткапиталистическое общество / Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М. Academia., 1990.—237

2 Колин К. К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Ракитов А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998.

Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. С. 286.

A Brief History of the Internet / B. M.Leiner, V. G.Cerf, D. D.Clark, R. E.Kahn, L. Kleinrock, D. C.Lynch, J. Postel, L. G.Roberts, S. Wolff. 1998 (vers. 3.1.) // http://www. isoc. org/internet/history/brief. html

Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Reliable Indicator Systems (Проект «Индикаторы экономики знаний: разработка новой и надежной системы показателей»).

State New Economy Index Project (Проект «Индекс новой экономики») режим доступа http://www. neweconomyindex. org.

Cайт Всемирного банка - режим доступа Http://www. worldbank. org.

 

Голосов А. А.


ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА - 4.0 out of 5 based on 1 vote