06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Факторы определяющие эффективность управления налогообложением предприятия

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Налоги являются сложной и чрезвычайно влияющей на все экономические явления и процессы финансовой категорией. С одной стороны, налоги – финансовая основа существования государства, мера ее возможностей в мировом экономическом пространстве относительно развития науки, образования, культуры, гарантирование экономической безопасности, роста общественного благосостояния граждан. С другой стороны, налоги – орудие перераспределения доходов юридических и физических лиц в государстве, их мобилизация и использования задевает интересы не только каждого предпринимателя или гражданина, а и целых слоев населения и социальных групп.

На сегодня роль налогов как регулятора экономики возрастает. Государство путем установления ставок налогов и их видов стимулирует или ограничивает развитие отдельных областей или сфер экономики. Таким образом, государство через регулирование налогами может влиять на эффективность и стабильность экономического развития. Налоговая политика государства должна обеспечить выполнение таких задач, как установление оптимальных налогов, которые не будут сдерживать развитие предпринимательства, и обеспечение поступления в бюджет средств, достаточных для удовлетворения государственных нужд.

На данный момент в Украине действует налоговая система, которая по своему составу и структуре подобна налоговым системам развитых европейских стран. Законы по вопросам налогообложения разработано с учетом норм европейского налогового законодательства, а также аспектов налоговой политики ВТО и других международных экономических организаций.

Тем не менее, в отличие от стран Европейского Сообщества налоговая система Украины не является инструментом повышения конкурентоспособности государства, не оказывает содействие росту экономической активности субъектов хозяйствования. Существующая система формирования государственных доходов отображает несовершенство переходной экономики и имеет преимущественно фискальный характер. Рыночное реформирование экономики сопровождалось неоднократными попытками усовершенствовать налоговую систему путем принятия отдельных законодательных актов, которые были недостаточно адекватными состоянию экономики, характерными особенностями которых являлись несогласование отдельных норм, наличие значительных объемов теневых оборотов.

Существующая налоговая система Украины характеризуется такими отрицательными чертами:

-  налоговая система Украины характеризуется прежде всего фискальной направленностью, что является лейтмотивом большинства изменений, которые вносятся в налоговое законодательство;

-  нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения являются сложными и нестабильными, отдельные законодательные нормы – недостаточно согласованные, иногда противоречивые. Вопрос налогообложения и до сих пор регулируются не только законами, а и декретами Кабинета Министров Украины, указами Президента Украины. Из-за наличия в законодательных актах норм косвенного действия, значительное количество вопросов в сфере налогообложения регулируется подзаконными актами. В связи с тем, что немало налоговых норм имеют неоднозначное толкование при их применении, это отрицательно влияет на деятельности субъектов хозяйствования, снижает привлекательность национальной экономики для иностранных инвесторов;

-  затраты на администрирование отдельных налогов являются большими по сравнению с доходами бюджета, которые формируются за счет их взыскания;

-  механизм таможенно-тарифного регулирования не дает возможности оперативно реагировать на изменения конъюнктуры мирового рынка и структуры экономики в Украине.

Указанные выше недостатки привели к таким проблемам системного характера в налоговой системе, как:

-  налоговая задолженность плательщиков перед бюджетом и государственными целевыми фондами. Эта проблема рождена рядом причин, а именно отсутствием эффективных механизмов, которые обеспечивают ответственность субъектов хозяйствования за выполнение своих финансовых обязательств; практикой по списанию и реструктуризации государством налоговой задолженности предприятий перед бюджетом; проведением массовых бюджетных взаимозачетов, делающих невыгодной своевременную и в полном объеме уплату налогов, оказывают содействие укоренению в общественном сознании пренебрежительного отношения к налоговым обязательствам;

-  широкомасштабное уклонение от налогообложения. В Украине на масштабы уклонения от налогов влияют не столько размеры налоговых ставок, сколько искривление условий конкурентной борьбы вследствие неравномерного распределения налогового бремени; коррупция; несовершенство законодательства, которое регулирует предпринимательскую деятельность, в том числе налогового; общее несоблюдение норм законов налогоплательщиками;

-  бюджетная задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость. Основными причинами, которые усложняют выполнение государством обязательств перед плательщиками налога на добавленную стоимость, являются недостатки законодательных норм, которыми регулируется процедура возмещения и предъявление необоснованных требований на возмещение налога на добавленную стоимость и занижение сумм налоговых обязательств;

-  неравномерная налоговая нагрузка, вследствие чего наибольшая налоговая нагрузка положена на законопослушных плательщиков, лишенных налоговых льгот.

Учитывая указанное, можно сделать вывод, что основой реформирования налоговой системы Украины должно быть признание того факта, что в целом налоговая система Украины уже сложилась, и вопреки всем своим недостаткам, не должна рассматриваться как подлежащая коренному реформированию. Т. е. создание новой законодательной базы в сфере налогообложения должно отображать традиции существующей налоговой системы и отвечать мировым тенденциям развития налоговых систем.

Результативность налоговой реформы будет зависеть от решения проблемы обеспечения эффективного и целевого использования бюджетных средств и на этой основе - непосредственной взаимосвязи между объемом уплаченных налогов и объемом и качеством общественных благ, полученных плательщиками. В связи с чем, налоговая реформа должна предусмотреть и усовершенствование бюджетной политики государства.

Не меньшее влияние система налогообложения имеет на функционирование и деловую активность предпринимательских структур, создающие финансовый потенциал страны, которая обуславливает необходимость проведения взвешенной налоговой политики.

Функционирование любого экономического инструмента всегда оценивается через его действенность, эффективность. На сегодняшний день в научной литературе нет единого подхода к трактованию эффективности налогов. Ученые экономисты по-разному понимают ее содержание. Встречаются понятие фискальной и экономической эффективности налогов, тем не менее, они также четко не определены, часто используется лишь одно из них, при этом не раскрывается суть самого термина. Такая ситуация усложняет анализ эффективности функционирования налогов.

Для освещения содержания эффективности налогов нужно определиться с результатом и затратами в сфере налогообложения, так как эффективность - это соотношение результатов и затрат.

Эффективная налоговая система формируется с учетом исторического опыта, особенностей национального хозяйства, в соответствии с функциями налогов и на основании принципов налогообложения. Она обеспечивает баланс социальной справедливости и экономической эффективности.

Эффективность функционирования налогов зависит от построения механизма взыскания каждого налога отдельно и налоговой системы в целом. Ведь эффективность налога раскрывается через его фискальную и экономическую эффективность, каждая из которых имеет определенное содержание, критерии, факторы влияния и показатели измерения. Некоторые ученые отмечают, что налоговая политика должна отвечать трем критериям: фискальная эффективность; экономическая эффективность и социальная справедливость [14, с. 204].

В частности, И. А.Лютый, А. Б.Дрыга, Н. А.Петренко, рассматривая «эффективность использования налога на добавленную стоимость», ведут речь о преимуществах и недостатках этого налога, отмечая, что «фактически, регулирующее влияние любого налога является своего рода компромиссом между преимуществами и недостатками» [17, с. 128]. Т. е. в данном случае авторы имеют в виду экономическую эффективность налога на добавленную стоимость.

Г. В. Бех отмечает, что сегодня в Украине действует система налогообложения с некоторыми необоснованными налогами, которые характеризуются низкой экономической результативностью. Из-за этого существующая налоговая система нуждаюсь в преобразовании, замене отдельных элементов налоговых механизмов. Эффективная система налогообложения - неотделимая часть экономического комплекса современного государства (особенно в современных кризисных условиях), поскольку налоги являются не только главным источником поступлений в бюджет, но и мощным регулятором, служат гарантом социальной защиты граждан и создают материальную основу суверенитета государства и местного самоуправления [11, с. 3].

По мнению И. В. Иголкина, существует большое количество малоэффективных налогов, которые нуждаются в важных административных затратах и которые целесообразно было бы отменить [15, с. 22].

В. Г.Опарин выделяет такие принципы формирования доходов бюджета, как фискальная и экономическая эффективность и социальная справедливость. Поскольку 80% бюджета формируется за счет налогов, то есть возможность применить указанные принципы не только к доходам бюджета вообще, но и к отдельному налогу в частности [22, с. 60].

Из вышесказанного можно проследить логический ряд применения понятия фискальной эффективности: формирование бюджетной политики, налоговая политика, отдельные составляющие доходов бюджета.

Другими словами, экономическая эффективность налогов – это их возможность повлиять на субъектов рынка, т. е. потребителей, государство, производителей. При этом государство также может выступать в роли производителя или потребителя.

Многими выдающимися экономистами рассматривался вопрос влияния налогов на экономику. Один из наиболее известных представителей школы физиократов – французский экономист Ф. Кене, в разработанной им экономической таблице (Tableaan Economique) поставил вопрос об органической связи налогов и воспроизведенного процесса [18, с. 39].

Рассматривая вопрос стабилизации ВНП с помощью налогов, Дж. Стігліц отмечает, что в идеальной экономике можно было бы связать уменьшение и увеличение налогов с колебаниями ВНП, однако лаги в осуществимы хорошо продуманных программ могут дестабилизировать положение и усилить колебание ВНП.

Группа экономистов во главе с А. Лаффером провела исследование и пришла к выводу о том, что такие отрицательные явления, как высокая инфляция, низкие накопления, спады производства вызваны высокими прудами налогообложения. Приверженцы «экономического предложения» выдвинули гипотезу о том, что увеличение налоговых ставок лишь к определенной границе стимулирует увеличение налоговых поступлений, после чего оно замедляет. Дальше наблюдается или постепенное снижение доходов бюджета, или их резкое падение [16, с. 72]. Это можно объяснить потерей стимулов к проявлению предпринимательской инициативы и расширению производства – доходы уменьшаются и, как следствие, налогоплательщики переходят из легального в теневой сектор экономики.

Повышение экономической эффективности налогов на сегодня является очень важным, об этом свидетельствует тезис А. Н.Соколовськой о необходимости более действенного использования таких инструментов государственного регулирования, как налоги, снижая которые, можно оказывать содействие повышению уровня деловой активности.

Налоги в Украине превратились на инструмент конкурентной борьбы, который дает возможность исключительно за счет налоговых преференций получать конкурентные преимущества, делающие получателей таких преференций незаинтересованными в любых изменениях налогового законодательства, о чем отмечает А. Н.Соколовская.

Наличие тесной связи между фискальной и экономической эффективностью налога предопределяет существование для них общих факторов влияния. Необходимо указать, что на эффективность любого налога как фискальную, так и экономическую, влияют, прежде всего, элементы налога: субъект, объект, пруда, единица налогообложения, база налогообложения, источник уплаты, квота; кроме этих элементов налога иногда еще выделяют такой элемент, как налоговая льгота [29, с. 9].

Сегодня у отдельных членов правительства и ученых существует отрицательное отношение к льготам, а мысль о недейственности отраслевых налоговых льгот в Украине стала довольно распространенной. Такая позиция, не имеет рациональных оснований. Контраргументом к такой позиции, имеющим под собой строгую теоретическую доказательную базу, является следующий тезис. Общепринятая в международной и, в частности, в европейской практике дифференциация ставок НДС по критерию полезности товара приводит к экономическому эффекту, который является тождественным эффекту от предоставления отраслевых налоговых льгот [23, c. 83].

Налоговые льготы при определенных условиях также являются действенным инструментом поддержки национальной конкурентоспособности. Практическая значимость льгот становится неоценимой для создания нового технологического ядра любой экономической системы.

Налоговая система обеспечивает финансовую базу государства и является главным рычагом реализации государственной экономической политики, поэтому целью реформирования системы налогообложения в Украине должен быть переход к рыночной системе налогообложения и преодоление кризисных явлений. Успех экономической стабилизации в значительной мере зависит от создания оптимальных форм налогообложения как для налогоплательщиков, так и для государства.

Становление экономики рыночного типа в Украине диктует новые основы взаимоотношений между налогоплательщиками и государством относительно наличия четкого механизма взыскания налогов и привлечение плательщиков к ответственности за нарушение норм налогового законодательства. С учетом этого в Украине необходимо разработать современные подходы к формированию фискального потенциала, в том числе теоретические и практические, а также внедрять новые средства автоматизации в практику налогообложения.

Для понимания причин низкого налогового потенциала аграрного сектора экономики необходимо разобраться в его проблемах – это:

-  техническая и технологическая отсталость;

-  полное отсутствие финансовых ресурсов и неспособность их предрасполагать;

-  низкая конкурентоспособность сырьевой области;

-  излишек рабочей силы;

-  социальная сфера почти уничтожена.

Льготы и скрытые дотации из бюджета в конечном итоге консервируют на будущее отсталость сельского хозяйства. Данные показывают, что существенная доля добавленной стоимости создается в сельском хозяйстве, однако реализуется она преимущественно таким образом: в сельском хозяйстве до 10- 12%, в перерабатывающей промышленности – до 20- 25%, в торговле – 65- 70%.

Именно поэтому к сельскому хозяйству, как стратегической области страны, должно быть уделено первоочередное внимание со стороны государства в направлении усовершенствования экономического механизма, в т. ч. налогового, что приведет к увеличению благосостояния народа, роста экономики, расширению налоговой базы и соответственно увеличению налоговых поступлений в бюджет.

С помощью налогового регулирования создаются условия, при которых не может быть неиспользованных земель или возникновение ситуаций, при которых будет нецелесообразно их обрабатывать, появятся надежные финансовые источники для проведения мероприятий по улучшению землепользования. Одна из задач налогового механизма составляется в выравнивании условий сельскохозяйственного производства относительно земли разного качества путем дифференцированного взыскания налога, перераспределения его части в другие регионы с нестабильными естественными условиями.

Актуальной проблемой остается применение ответственности за налоговые нарушения. В современных условиях не берется во внимание то, по какой причине возникла недоплата налога в бюджет: в результате намеренного полного или частичного уклонения от уплаты налога в бюджет, расчетной ошибки.

С помощью фиксированного сельскохозяйственного налога, как единого для сельскохозяйственных предприятий, удалось упростить налоговый механизм и защитить сельскохозяйственное производство от лишнего налогообложения. Однако данный налог не учитывает многих факторов, которые существенным образом влияют на хозяйственную деятельность.

В Украине наблюдается частое изменение законодательства в области налогообложения, которое говорит о ее нестабильности и несовершенстве. В очередной раз приостановленный специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, которое улучшает финансовое положение сельхозпредприятий. С 1 января 2005 года плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога платят все социальные взносы и отчисления в пенсионный фонд. Законодательство в области налогообложения подняло критерии регистрации в качестве плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога.

Положительными факторами являются: снижение размеров ставок фиксированного сельскохозяйственного налога в 3,33 раза, которые вступили в силу с 1 января 2005 года; начисление сбора на обязательное пенсионное страхование по специальной ставке для плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога; снижение основной ставки налога на прибыль с 30% до 25%.

Со времени введения фиксированного сельскохозяйственного налога убыток от всей деятельности сельскохозяйственных предприятий постепенно снижался. До 2003 года больше половины сельскохозяйственных предприятий работали с убытком, причем в массе рентабельная была лишь продукция растениеводства и соответственно убыточная продукция животноводства. Лишь в 2004 и 2005 годах сельскохозяйственные предприятия работали с прибылью соответственно, хотя все еще сохраняется общая тенденция убыточности животноводства.

Система налогообложения в аграрной сфере с принятием фиксированного сельскохозяйственного налога положительно отразилась на функционировании предприятий: наблюдается общая тенденция снижения налоговой нагрузки на сельскохозяйственные предприятия, уменьшение частицы налогов в выручке, значительное снижение суммы налоговых платежей в расчете на одно хозяйство, например снизилась сумма налоговых и обязательных неналоговых платежей приходятся на 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем на 65%.

Уровень налогоемкости по начисленным налогам хотя и значительно уменьшился, однако не является оптимальным для низко рентабельного и чаще всего убыточного сельскохозяйственного производства.

Есть множество важных факторов, которые влияют на низкий уровень налогового потенциала сельскохозяйственной сферы в целом, которые не разрешают ей получать достаточный уровень прибыльности для расширенного воспроизведения.

Одним из них является отсутствие государственной политики по достижению паритетности цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, которая не разрешает реализовать сделанную продукцию. Цены непосредственно связаны с налогами. Производитель находится в безвыходной ситуации при нехватке финансовых ресурсов, и вынужден реализовывать продукцию по заниженным ценам трейдерам-посредникам. В результате даже в высоко урожайные года, при эффективной хозяйственной деятельности сельскохозяйственные предприятия имеют низкий уровень рентабельности, высокие размеры недополученной прибыли, и как результат низкий налоговый потенциал.

Таким образом, низкий налоговый потенциал сельскохозяйственных предприятий определяется диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию, низким уровнем государственной поддержки, отсутствием инфраструктуры, которая обеспечивает реализацию продукции непосредственно конечному потребителю без посредников, и в результате инвестиционной непривлекательностью, которая сдерживает ее развитие.


Факторы определяющие эффективность управления налогообложением предприятия - 4.0 out of 5 based on 1 vote