06 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Налоговая система Украины. Сущность, структура, этапы формирования

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (2 Голоса)

Действующая налоговая система Украины, виды налогов, порядок их вычисления, перечень объектов налогообложения, налогоплательщиков, правовое регулирование налоговой системы закреплены Законом Украины „Про систему налогообложения”, Постановлением Верховной Рады Украины „Про основные положения налоговой политики в Украине”, постановлениями Кабинета Министров Украины и другими нормативными актами.

В отечественной финансовой науке часто используется термины "налоговая система" и "система налогообложения". Последний термин используется чаще, так как он продекламирован Законом Украины "О системе налогообложения". В статье 2 закона даётся определение: Совокупность налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, которые удерживаются в установленном законами Украины порядке, составляет систему налогообложения.

Полное определение термина "налоговая система" дается в роботе "Налоги" под редакцией В. Бурякосвкого: "Налоговая система – это совокупность налогов, установленных законодательной властью, которые удерживаются исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов [8, c. 32].

Расширенное определение системы налогообложения даёт С. Онишко: Система налогообложения – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных налогов, сборов, взносов и платежей в бюджет и государственные фонды, механизм их начисления и удержания, права и обязательства налоговых служб и плательщиков налогов, которая даёт возможность достичь поставленной цели относительно конкретного отрезка времени [29, c. 41]. Это определение наиболее полно характеризует налогообложение как систему. Во-первых, здесь четко отделяются все элементы системы налогообложения. Во-вторых, делается акцент на взаимосвязи и взаимообусловленности элементов системы и на цели функционирования системы.

Влияние на налоговую систему осуществляется через налоговое законодательство, которое разрабатывается исполнительной властью и принимается Верховной Радой Украины. Комплекс налогового законодательства должен отражать государственную налоговую политику. При этом налоговую политику следует понимать как деятельность государства в сфере установления правового регламентирования и организации направления налогов и сборов в централизованные фонды денежных ресурсов страны. Налоговая политика ведется исходя их принципов, которые отображают ее задачи.

Формирование налоговой политики должно строиться на таких принципах:

-  стабильность налоговой системы;

-  использования одинакового налогового бремени для различных групп плательщиков налогов в зависимости от уровня их доходов;

-  создание одинаковых условий налогообложения как предпринимателей, занятых в сфере производства, так и потребителей.

Нынешняя налоговая система является неадекватной условиям переходной экономики, создала значительный налоговый пресс на субъекты предпринимательства, привела к неоправданному изъятию оборотных средств предприятий, возникновению дополнительных потребностей в кредитных ресурсах. Значительные деформации и нестабильность имеют место в ставках налогов, в определении базы и периодов налогообложения. Всё это привело к созданию значительного неофициального сектора экономики, уклонениям от налогообложения, задержке налоговых поступлений.

Таким образом, налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы способствовать производственной деятельности, стимулировать формирование средств на приоритетных направлениях экономического и социального развития Украины.

Оптимальная налоговая система должна соответствовать следующим требованиям:

-  распределение налогового бремени должно быть равным;

-  налог должен стимулировать деятельность субъекта предпринимательской деятельности;

-  налог не должен оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным;

-  при реализации налоговой политики для достижения социально-экономических целей надо свести до минимума нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;

-  налоговая структура должна способствовать реализации налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста;

-  административные издержки по управлению налогами должны быть минимальными.

Эффективная налоговая система должна соответствовать следующим принципам (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Принципы эффективной налоговой системы

Принцип

Сущность

1

2

Обязательность

Введение норм по уплате налогов и сборов, определенных на основании достоверных данных об объекте налогообложения за отчетный период, и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства

Равнозначность и пропорциональность

Взимание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной доле от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов и сборов на равные прибыли и пропорционально больших налогов и сборов – на большие доходы

 

Продолжение табл. 1.1

1

2

Равенство, недопуще-ние каких-либо про-явлений налоговой дискриминации

Обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования при определении обязанностей по уплате налогов и сборов

Социальная справедливость

Обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения путём введения экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применение дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые получают высокие и сверхвысокие доходы

Стабильность

Обеспечение неизменности налогов и сборов и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года

Экономическая обоснованность

Установление налогов и сборов на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учётом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;

Равномерность уплаты

Установление сроков уплаты налогов и сборов исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов

Компетенция

Установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляется в соответствии с законодательством о налогообложении исключительно Верховною Радою Украины, Верховным Радою Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами

Единый подход

Обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением плательщика налога и сбора, объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора, налогового периода, ставок налога и сбора, сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот

Доступность

Обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для плательщиков налогов и сборов

К принципам налогообложения можно отнести:

-  гибкость – налоговое законодательство должно своевременно реагировать на изменения в социально-экономической жизни государства без нарушения стабильности налогового законодательства;

-  недопущение двойного налогообложения одного и того же объекта налогообложения;

-  гласность – исполнительные власти ежегодно публикуют сведения о суммах собранных налогов, сборов и других обязательных платежей и об их расходовании;

-  эффективность администрирования – процедура налогового взыскания должна быть максимально простой для плательщика налогов и сборов.

Исторический опыт, приобретенный Украиной за годы независимости, свидетельствует, что эффективное регулирование налоговой системы Украины является не только важной предпосылкой общественного развития, но и насущной необходимостью экономического роста. Необходимость и важность регулирования налоговой системы доказана ведущими учеными мира, и подтвержденная историческим развитием большинства государств.

Особенностью налоговой системы Украины является ее первоочередная направленность на контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством. Т. е., фактически действующая налоговая система Украины ориентирована, в первую очередь, на реализацию исключительно фискальной функции.

Такая ориентация налоговой системы существенным образом суживает возможности налоговых органов относительно регулирования экономических отношений и, в свою очередь, привела к тому, что налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Украины

В условиях трансформирования экономических систем налоговые системы тоже теряют стабильность, и вдобавок наблюдаются периоды колебаний налоговой ставки. Эти явления являются благоприятными для возникновения в таких экономиках теневого сектора и, как следствие, развития сублимационных процессов.

Доходы теневого сектора, скрытые от налогообложения, расширяют совокупный спрос и тем самым влияют на макроэкономическое равновесие. Присутствие теневого сектора в экономике Украины объясняют высокими налоговыми прудами, нестабильностью и несовершенством налогового законодательства.

Однако налоговые ставки по отдельным видам налогов в Украине не высшие, чем в странах с рыночной экономикой (табл. 1.2), но значительное количество налоговых и неналоговых сборов и платежей создает большое налоговое бремя на налогоплательщика.

Таблица 1.2

Ставки налогообложения в странах с рыночной экономикой (в % к базе налогообложения)

Страны

Налог на доходы юридических лиц

Налог на добавленную стоимость

Налогообложение доходов физических лиц

Великобритания

31

17,5

9-40

Дания

32

25

32,6 - 59

Канада

25-38

7

17-29

Германия

35

15

15-39

Польша

34

22

19-40

Россия

13-35

10-20

13

Словакия

40

23

15-42

США

35

-

15-45

Швеция

28

25

25-33,7

Чехия

35

-

15-40

Франция

33

18,6 - 22

0-56,8

Украина

25

20

15

В Приложениях А и Б представлены виды налогов и их назначение (для местного и государственного бюджетов).

Налоги являются также элементом косвенного вмешательства государства в ценообразование и объединяют в себе два неценовых фактора совокупного предложения – изменение правовых норм и изменение цен на ресурсы – и выступают как фактор ценовой нестабильности, а затем влияют на уровень инфляции в реальном секторе.

Кейнсианская теория совокупного предложения доказывает, что темпы инфляции находятся в обратной зависимости от уровня налоговых поступлений в бюджет и в прямой – от структуры налоговых поступлений, а именно – от удельного веса косвенных налогов, в частности НДС.

Систему форм налогообложения в условиях трансформационной экономики можно классифицировать за такими признаками (рис. 1.1).

ФОРМЫ НАЛООБЛОЖЕНИЯ

 

       

По содержанию

 

По способу взыскания

 

По характеру налоговой ставки

Пра-вовая

Организа-ционная

Эконо-мичес-кая

Институ-ционная

 

Пря-мая

Косвен-ная

 

Пропор-циональ-ная

Про-грессив-ная

Рис. 1.1. Система форм налогообложения в условиях трансформационной экономики

Перечисленные формы раскрывают содержание налогообложения как перераспределительного процесса между государством, предприятиями и домохозяйствами, который финансово обеспечивает функционирование и развитие субъектов хозяйствования на основе их иерархического статуса, места в общественном разделении труда и с учетом уровня неопределенности общих условий взаимодействия между ними.

Налоговая система представлена тремя видами субъектов – государство; предприятия; домохозяйства.

Каждый из этих субъектов имеет свою зону исключительных полномочий, доступ к ресурсам, право на защиту и признает полномочия других. В частности, государство признает право предприятий и домохозяйств на стабильность и справедливость условий налогообложения; предприятия и домохозяйства, в свою очередь, признают за государством безусловное право на взыскание налогов как основы финансирования нужд государства.

Процесс взыскания и уплаты налогов имеет характер подтверждения полномочий и оказывает содействие их закреплению. На этой основе формируется взаимное доверие как критерий достаточно высокого уровня развития системы иерархических статусов субъектов хозяйственной системы.

Построение эффективной системы налогообложения зависит от полноты реализации общественного назначения налогов, т. е. их функций. Налоги выполняют две функции – фискальную и регулирующую. Можно утверждать, что фискальную функцию налоги выполняют идеально.

Вместе с тем для ее реализации важное значение имеет стабильное и регулярное поступления налогов. Это достигается при определении объекта налогообложения и методики его расчета, размера ставок налогов, сроков оплаты налогов, применении штрафных санкций к плательщикам за нарушение налогового законодательства. Усиление регулирующей функции налогов имеет важное практическое значение для усовершенствования налогообложения субъектов хозяйствования.

При использовании налогов для регулирования деятельности предприятий нужно сосредоточить внимание на таких основных вопросах, от которых зависит деятельность регулирующей функции налогов: определение объекта налогообложения и методики его расчета; определение источников уплаты налогов; определение размеров ставок налогов; установление сроков уплаты налогов, т. е. налогового периода; предоставление налоговых льгот при взыскании налогов; применение штрафных санкций за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками.


Налоговая система Украины. Сущность, структура, этапы формирования - 4.5 out of 5 based on 2 votes