08 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Особенности оценки рыночной стоимости судов и объектов морской техники и морского базирования в современных условиях стран СНГ

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Морское или речное судно по определению рассматривается как объект недвижимости.

Судно не связано с землей и ее стоимостью, что заметно облегчает его оценку, но исключительная сложность его как инженерного, огромное многообразие типов и ограниченный по сравнению с традиционными объектами недвижимости срок службы делают его оценку не только не проще, но и значительно ее усложняют.

В современных условиях в еще большей мере, чем в советское время, наши суда функционируют на внешнем рынке и это требует производить их оценку, ориентируясь на принятую мировую практику и уровень мировых цен.

Наиболее обеспеченными в методическом и информационном отношении являются принятые в практике оценки рыночной стоимости объектов, метод сравнения продаж (МСП) и затратный метод (ЗМ). Применение МСП базируется на использовании прайслистов, регулярно публикуемых в специальной зарубежной периодике и содержащих информацию по типам судов, их возрасту, дедвейту или водоизмещению, скорости хода, типам и мощности энергетической установки.

Проведение необходимых корректировок данных по судам-аналогам для определения рыночной стоимости оцениваемого судна требует наличия значительной информационной базы по техническим и эксплуатационным характеристикам судов-аналогов, сбором которой регулярно занимались специалисты ЦНИИМФ, ГМТУ, Судоимпорта, Балтсудопроекта и др., что для практики оценки судов, в свою очередь, требует разработки специально ориентированной единой базы данных. База данных включает как тактико-технические элементы и характеристики проектируемых и построенных судов, отечественных и зарубежных, так и данные по стоимостным показателям самих судов и комплектующего оборудования, конструкционных материалов, образцов предлагаемых мировым рынкам судовых двигателей, дизель-генераторов и т. п. Это позволяет произвести корректировку рыночной стоимости объекта оценки в соответствии с выявленными отличиями по отношению к судам-аналогам.

При наличии такой базы данных возможно использование как подробных методик сравнения объекта оценки и судов-аналогов, так и метод экспресс-анализа в рамках МСП, когда рыночная цена по отношению к судну-аналогу определяется введением комплексных поправочных коэффициентов, учитывающих степень сложности проектируемого (приобретаемого) судна по отдельным его конструктивным особенностям и эксплуатационным характеристикам, а также инфляционные тенденции, прогнозируемые или фактически сложившиеся. При сравнении разных по возрасту судов вводятся редукционные коэффициенты, учитывающие степень физического износа.

Затратный метод при определении рыночной стоимости судна также предполагает использование охарактеризованной выше базы данные которая позволяет определить по укрупненным показателям восстановительную стоимость постройки судна рассматриваемого типа с введением при этом поправок на конъюнктурные тенденции мирового рынка для судов аналогичного типа. Определение степени физического, функционального и внешнего износа здесь требует сравнения как по судну в целом, так и по комплексам его оборудования. Сложность ЗМ заключается в необходимости большого объема анализа различных видов износа корпуса, энергетического оборудования навигационных приборов, судовых систем н устройств и т. д номенклатура которых насчитывает сотни, а, порой, и тысячи наименований, для чего предполагается комплексный обобщающий подход.

Доходный метод или метод капитализации дохода (МКД) реализуется в отечественной практике оценки с наибольшим трудом и с наименьшей точностью, поскольку в условиях переходного периода нашей страны труднопрогнозируемы ставка дисконта, объемы производства и перевозок, себестоимость перевозки, фрахтовые ставки. Это требует глубокого и всестороннего анализа тенденций рынка. Устойчивость и прогнозируемость отечественного сегмента рынка значительно отличается от мирового уровня. Прогнозирование по времени пока не может охватить периода, большего чем год-полтора, что, безусловно, недостаточно для уверенного применения МКД.

В целом оценка рыночной стоимости судов и морской техники является базой для проведения процедур налогообложения, страхования, кредитования, купли-продажи, в залоговых и инвестиционных операциях.

Г. Ф.Демешко Докт. техн. наук, профессор Ф. А.Морейнис Канд. техн. наук, с. н.с. АО «Мортэк-Нева», С-Пб


Особенности оценки рыночной стоимости судов и объектов морской техники и морского базирования в современных условиях стран СНГ - 4.0 out of 5 based on 1 vote