11 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Особенности оценки стоимости судов и других плавучих технических средств для целей приватизации, реструктуризации и налогообложения.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

В соответствии с действующими в России законодательными актами суда и другие плавучие технические средства отнесены к недвижимости, в чем отечественный порядок оценки судов отличается от мирового опыта и поэтому приходится разрабатывать и внедрять разработки без использования международной практики по рассматриваемым объектам. Одним из первых попыток в данном направлении явилось разработка и принятие в 1996 г. стандарта РОО “Оценка судов и других плавучих технических сооружений” (СТО РОО 21-03-96), определившего основные положения подхода к рассматриваемой проблеме и пути выполнения поставленной задачи. Суда, как объект оценки, имеют целый ряд особенностей, которые должны быть учтены в процессе проведения экспертизы и выполнения необходимых расчетов. Представляется необходимым отметить следующие обстоятельства:

· опыт проведения оценки судов как объектов недвижимости с использованием индексации, рекомендованной Госкомстатом, зачастую приводит к нереальным значениям их стоимости, поскольку не учитывает реального технического состояния судов, зависящего от целого ряда факторов, как-то выполнение профилактических и текущих ремонтов, попадание судов в аварийные ситуации (посадки на мель, столкновения при швартовке и др.), и как следствие, искажает фактическую стоимость судна;

· изменения в налоговом законодательстве, в частности проект нового налогового кодекса, предусматривают введение такого фундаментального понятия рыночной экономики, как рыночная стоимость недвижимости, куда включаются и суда, при определении налогооблагаемой базы, что в свою очередь потребует выполнения конкретной оценки для каждого судна как объекта недвижимости;

· в уже действующих законодательных актах РФ, в частности в законе об акционерных обществах, которым после проведенной приватизации принадлежит абсолютное большинство российских судов, принята норма по определению рыночной стоимости судов как имущества, вносимого в уставной фонд создаваемых компаний;

· в целом ряде нормативных актов и инструкций при определении стоимости инвестиционных программ развития флота и его инфраструктуры, а также при обосновании инвестиционных проектов используются термины действительной и реальной стоимости, что является признанием и указанием на необходимость определять рыночную стоимость оцениваемого имущества, в котором определяющую роль играет рекомендуемый состав флота;

· в настоящее время Госдумой одобрен закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, в котором вводится определение рыночной стоимости объектов недвижимости и соответственно судов, что создает предпосылки для формирования оценщиков судов как специального вида деятельности;

· практически все инвестиционные программы или проекты создания совместных морских транспортных предприятий с участием иностранного капитала сопровождаются профессиональной оценкой технического состояния и стоимости судов, принадлежащих каждому участнику, независимой экспертизой;

· имеющиеся примеры наложения арестов на суда отечественными и зарубежными органами при разборе дел должников или судебные разбирательства по финансовым вопросам базируются на проведении оценок как причиненного судовладельцем ущерба, так и определении эквивалентности стоимости отчуждаемых судов финансовым претензиям.

Из приведенных соображений видно, что рыночная стоимость судов как объектов недвижимости в настоящее время становится основой для решения главных экономических и финансовых вопросов, определяющих эффективность деятельности предприятия ( доля имущества при создании компаний, кредиты, залог, налоги и т. п.), а также при принятии решения о приватизации или реструктуризации. Понятие рыночной стоимости применительно к судам определено указанным стандартом РОО как наиболее вероятная цена, по которой судно может быть продано на открытом рынке в условиях конкуренции, когда продавец и покупатель действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т. е. когда:

· мотивы продавца и покупателя являются типичными;

· обе стороны хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

· судно находится на открытом рынке достаточно продолжительное время;

· цены представляют собой разумное вознаграждение за судно и каких-либо особых скидок или уступок с чьей-либо стороны не было;

· платеж осуществляется в денежной форме.

Сложившаяся в отечественной транспортной системе экономическая ситуация объективно приводит к необходимости использования результатов оценки судов по их рыночной стоимости. Отечественные транспортные предприятия и судовладельцы находятся в трудном положении и неуклонный спад грузооборота из-за падения уровня производства и сокращения выпуска продукции ведет к снижению величины расходов, выплачиваемых за доставку сырья и материалов производителю, а также готовой продукции потребителям и как следствие приводит к падению налоговых поступлений в бюджет, дефицит бюджета используется для ужесточения налогового давления, а увеличение налогов приводит к спаду производства - это как замкнутый круг. Из него есть только один эффективный выход - оценка судов по реальной (рыночной) стоимости. Имеющийся опыт проведения оценки судов для ряда пароходство позволяет говорить о возможности улучшения их финансового положения, поскольку результаты расчетов с использованием индексов приводили к искажению стоимости по конкретным судам и их использование приводило к ухудшению общего финансового положения судовладельцев, которые и до этого находились в бедственном положении, а проведенная оценка позволила заказчику привести стоимость основных фондов, в составе которых суда играют определяющую роль, в соответствие с реально сложившимися ценами на рынке.

Современные суда представляют собой сложные инженерные сооружения по многим параметрам (потребляемая и вырабатываемая мощность, насыщенность механизмами и оборудованием ), не уступающие сухопутным промышленным объектам. При этом в зависимости от цели проводимой оценки судна основное внимание должно уделяться влиянию различных параметров. Можно выделить проведение оценки в интересах купли - продажи судна, страхования, залога, исчисления налогов и других отчислений, приватизация и реструктуризация судов. В последнем случае не преследуется цель реальной продажи судна, а определяется некий эквивалент для последующего распределения возможной прибыли или доходов в пропорции, построенной в зависимости от принадлежащей каждому участнику процесса доли собственности. Учитываются реальное техническое состояние, наличие спроса на мировом рынке, конкурентоспособность данного судна и другие факторы.

(Краткие тезисы доклада на 4-ой Международной конференции РОО, Санкт-Петербург, 25-26 июня 1997 г. )

К. Г. Суворов - генеральный директор АОЗТ “Морская техническая экспертиза”


Особенности оценки стоимости судов и других плавучих технических средств для целей приватизации, реструктуризации и налогообложения. - 4.0 out of 5 based on 1 vote