05 | 12 | 2016
Экономика
Литература

Мониторинг анализа развития рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствееных товаров Украины

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

(тенизации, нелегального вывоза продукции, спекуляция, монополизации)

Стремление Украины к интеграции в мировое хозяйство предусматривает реформирование всех сфер народного хозяйства включая АПК страны. Упадок сельского хозяйства не только сдерживает развитие других секторов аграрно-продовольственной системы Украины, но и остается одной из сфер крупнейшего размещения и вложение ограниченных хозяйственных ресурсов. От развития агропромышленного производства зависит продовольственная безопасность государства, а уровень и качество обеспечения населения продуктами питания непосредственно влияющих на социальное положение в обществе и здоровья нации.

В мониторинге обобщены основные проблемы и предложены направления устранения препятствий развития рынка сельскохозяйственной продукции.

Аграрный сектор занимает важное место в экономике Украины, здесь производится 11-15% валовой продукции, 12-16% добавленной стоимости, однако на отрасли сектора приходится всего 3,7-5,0% всех инвестиций в экономику страны. Сельское хозяйство Украины вместе с другими составляющими АПК обеспечивает около 30% валового внутреннего продукта, занятость почти трети работающего населения, производство 95% товаров массового потребления, содержание сельской поселенческой сети с 15 млн жителей.

К негативным тенденциям развития рынка сельскохозяйственной продукции Украины целесообразно отнести:

- Уменьшение валовой продукции сельского хозяйства за последние 16 лет в 15 раз по сравнению с 1990 г. (соответствующие показатели составляли 66101,6 и 104460,0 млн грн);

- Рост совокупного индекса затрат на производство продукции сельского хозяйства на 119,8% по сравнению с предыдущим годом, в том числе 113,6% составляли материально-технические ресурсы промышленного происхождения;

- Существенное снижение объемов реализации отдельных видов продукции растениеводства, в том числе объем реализации сахарной свеклы в 1990 г. составил 43 283 тыс. тонн, а в 2006 г. снизился почти в 2,6 раза и составил 16 430,6 тыс. тонн, аналогично картофеля - 1641 и 116,9 тыс. тонн, овощей 4224 и 413,2 тыс. тонн, плодов и ягод 1149 и 123,6 тыс. тонн;

- Уменьшение количества зерноуборочной техники за последние 16 лет в 1,2 раза;

- Низкое качество и безопасность продовольственных товаров через изготовление 59,3% сельскохозяйственной продукции частными хозяйствами, не обладающие соответствующей техникой и технологиями из-за нехватки финансовых ресурсов;

- Низкая мобильность и "старения" сельского населения (подавляющая доля работающих жителей сельской местности заняты в производственной сфере сельского хозяйства, они трудно приспосабливаются к современным потребностям рынка, при этом значительная доля людей трудоспособного возраста находятся в статусе нелегальных мигрантов в странах ЕС) - это население первым ощутит на себе кризисные явления после вступления Украины в ВТО, поскольку не сможет конкурировать на рынке сельскохозяйственных продуктов с производителями развитых стран.

В то же время имеются позитивные сдвиги в развитии рынков сельскохозяйственной продукции в Украине:

- Рост общего объема продукции сельского хозяйства за 2006 г. против 2005 г. на 0,4%, в т. ч. в сельскохозяйственных предприятиях - на 4,2%, хотя в хозяйствах населения произошло некоторое сокращение - на 2,1%;

- Увеличение средней заработной платы наемных работников в сельском хозяйстве: в 2006 г. этот показатель составлял 553 грн, что на 81 грн больше прожиточного минимума в этот период;

- Увеличение производства мяса в январе 2007 г. на 12,7% по сравнению с январем 2006 г., производства яиц - на 6,5%, соответственно;

- Рост валового сбора некоторых сельскохозяйственных культур в 2006 г. против 2005 г.: подсолнечника на 45,8%, овощей на 3,9%, бахчевых культур на 51,1%, сахарной свеклы на 50%;

В общем самое значительное влияние на ВВП (в сфере сельского хозяйства) производят такие показатели, как валовой сбор сахарной свеклы, подсолнечника, а также поголовье коров и птицы (согласно результатам регрессионного анализа - Приложение 1). Для определения областей Украины, имеющих стратегическое значение по производству и реализации сельскохозяйственной продукции (валовой сбор сахарной свеклы и подсолнечника; реализация зерновых культур, сахарной свеклы и семян подсолнечника; поголовье коров, свиней, количество птицы, производство мяса), по помощью кластерного анализа выявлено три типа областей:

- С лучшими показателями (Киевская, Черниговская, Днепропетровская, Львовская, Полтавская и Одесская области);

- С самыми низкими показателями (Черкасская, Харьковская, Винницкая, Донецкая области и АР Крым);.

- Со средними показателями (другие области).

Такое распределение областей может учитываться при разработке соответствующих программ развития АПК. Речь идет о необходимости межрегионального разделения труда и эффективной внутригосударственной интеграции учитывая специализацию областей и противовес политической дезинтеграции.

Дальнейшему развитию рынка сельскохозяйственной продукции больше всего препятствуют такие факторы.

1. Мораторий на продажу земли, который снижает инвестиционную активность в сфере производства сельскохозяйственной продукции и ограничивает кредитования банковскими учреждениями сельскохозяйственных производителей. Производители не могут использовать земельные участки в качестве залога и таким образом минимизировать риски для банков и получить кредит под низкие проценты.

2. Неразвитость в Украине сферы страхования кредитных и производственных рисков приводит к низкому уровню финансовой активности хозяйствующих субъектов на рынке сельскохозяйственной продукции.

3. Технологическая отсталость этой сферы по сравнению с другими странами - угрожающими с точки зрения продовольственной безопасности можно считать значительное снижение рентабельности основных видов продукции сельского хозяйства (в частности в 2006 г. уровень рентабельности зерна составлял 4,7% по сравнению с 275,1% в 1990 г., семена подсолнечника соответственно 20,3% и 236,5%, мяса крупного рогатого скота - 9,3% и 20,6%).

Несмотря на довольно высокий показатель производства зерновых и зернобобовых культур на душу населения в 2006 г. - 731 кг, который превышает аналогичный показатель Австрии (633 кг), Беларуси (712 кг), Соединенного королевства (385 кг), Испании (616 кг ), Италии (409 кг), Китая (317 кг), Германии (626 кг), Польши (776 кг), РФ (549 кг), Украина характеризуется чрезвычайно низким показателем урожайности зерновых - 26 центнеров с одного гектара (для примера: в Нидерландах этот показатель составляет 82,2 ц / га, во Франции и Великобритании - 67,1 ц / га, в Швейцарии - 60,5 ц / га, в Германии - 66,2 ц / га, в Дании - 61,0 ц / га, в Венгрии - 54,8 ц / га, причем в большинстве этих стран природно-климатические условия менее благоприятны, чем в Украине). Аналогичная ситуация наблюдается и по другим видам сельскохозяйственной продукции (Приложение 3). Стоит отметить, что площадь пашни в Украине составляет 32,5 млн га (2,3% общемировой площади), а доля черноземных почв нашей страны в мировом масштабе составляет 6,7% (то есть 26,56 млн га). Следовательно, можно утверждать о неэффективном использовании Украиной своего потенциала в этой сфере.

4. Монополизация рынка - на нее указывает отсутствие корреляции между валовым производством зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, поголовье коров, свиней, птицы, производством мяса и индексом потребительских цен (Приложение 4). Можно предположить, что это связано со значительным воздействием на потребительские цены индекса цен на непродовольственные товары, однако это предположение не подтверждается (Приложение 5), а следовательно, свидетельствует о существенном влиянии на ценовую конъюнктуру субъективных факторов (в частности монополизации, тенизации и лоббирования интересов отдельных участников рынка сельскохозяйственной продукции). В этом контексте целесообразно вспомнить ситуацию весной 2005 г., когда во всех регионах Украины произошло значительное повышение цен на сахар в розничной торговле. По оценкам Антимонопольного комитета в этот период не существовало объективных экономических причин для роста цен. В ходе расследования было выявлено сходство действий оптовых поставщиков сахара по повышению оптовых цен на сахар в части синхронного во времени и динамике темпов роста оптовых цен на сахар при отсутствии объективных причин для совершения таких действий. Повышение цен на хлебобулочные изделия в июне 2007 г. (без достаточных для этого предпосылок, ведь хлебопекарная промышленность в настоящее время использует зерно прошлогоднего урожая) также указывает на монополизацию этой сферы.

5. Спекулятивный характер деятельности отдельных субъектов рынка - отсутствие закупочных центров сельскохозяйственной продукции, изготовленной в рамках личных подсобных хозяйств, и указанная выше монополизация сбытовой сети приводит к чрезмерному занижения закупочных цен у населения с одновременным их увеличением в 2-4 раза при реализации конечному потребителю. Для примера: в июне 2007 г. закупочные цены на молодняк крупного рогатого скота (с дотацией) составляли 6 грн / кг, оптово-отпускная цена говядины I категории - 12,75 грн / кг, а розничная цена превышала 20 грн.

6. Несовершенство нормативно-распорядительной и институциональной базы по стимулированию производства сельскохозяйственной продукции - текущие программы компенсационной поддержки и льготного кредитования сельскохозяйственных предприятий являются труднодоступными и малоэффективными, поскольку их реализация часто сопровождается коррупционными проявлениями, промедлением, а потому не способствует повышению эффективности деятельности субъектов хозяйствования. В результате имеем угрожающую, например, для отрасли животноводства, тенденцию к снижению показателя поголовье крупного рогатого скота: по состоянию на 2007 г. - 6850,3 тыс. голов (Приложение 6), то есть меньше, чем в послевоенные годы - 8275,3 тыс. голов.

Общественный совет при Министерстве аграрной политики Украины (МАПком), созданная с целью осуществления координации мероприятий, связанных с организацией общественного контроля и взаимодействия с МАПком, обеспечение прозрачности в его деятельности, учет общественного мнения в процессе подготовки и организации выполнения решений Министерства характеризуется низкой эффективностью.

Кроме того, выборочный подход к возврату НДС экспортерам сельскохозяйственной продукции приводит к значительным убыткам предприятий и действия коррупционных схем. Значительной проблемой на современном этапе является недостаточная эффективность двусторонних договоров со стратегическими партнерами Украины (как следствие, например, запрет в 2006 г. ввоз мясомолочной продукции украинских предприятий в России).

7. Фактическое уничтожение кооперативных традиций в производстве сельскохозяйственной продукции - в течение последних 50 лет кооперативным движением было охвачено около 90% частных сельских хозяйств Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Исландии, Нидерландах и Японии, в Германии и Франции кооперативы объединяют 80% всех сельскохозяйственных предприятий, в США, Италии, Великобритании - 25-30% фермерских хозяйств. Сейчас в мир е функционирует около 1 млн кооперативных организаций более чем 120 типов, которые объединяют около 600 миллионов человек, в то время как в Украине доля производственных кооперативов в 2003 г. составляла 3,2% общего количества субъектов сельского хозяйства, а в 2006 г. сократилась до 2,4%.

8. Тенизация рынка Как видно из Приложения 7, в структуре сбыта сельскохозяйственной продукции в 2000 г. доля реализации перерабатывающим предприятиям составляла 21%, на рынках - 37%, населению - 23% и по другим каналам - 19%, а уже в 2006 г. соответствующие показатели составляли 24,6%, 16,9%, 0,2% и 58,3%. То есть с определенной оговоркой можно утверждать, что показатель "по другим каналам" отражает динамику теневого сектора и характеризуется увеличением на 39,3 п. п. Фактически тенизация рынка через интенсификацию контрабандных потоков, т. е. увеличение уровня открытости внешнеэкономической деятельности, искажает структуру экономики и затрудняет дальнейшую интеграцию Украины в мировое хозяйство.

Существенной проблемой в этом контексте является чрезмерное административное регулирование внешней торговли. Так, введение запрета на ввоз мясопродуктов из Польши в прошлые годы привело к существенному росту уровня контрабанды, а следовательно, отсутствия фитосанитарного контроля и ввоз в Украину продукции низкого качества (разница в цене между контрабандным товаром и мясом украинских товаропроизводителей составляла 35 -- 40%).

В то же время введение в 2006 г. квот на экспорт фуражного зерна и вероятность их возобновления в 2007 г. приводит, с одной стороны, к коррупционным действиям для получения квоты и убытков предприятий через залежування зерна на элеваторах, не соответствующих международным стандартам (эксперты Всемирного банка оценили ущерб в пределах 300 млн долл. США), с другой - к снижению качества зерна, на которое нет спроса на внутреннем рынке, и увеличение объемов контрабандного вывоза зерна за границу. В целом самообеспеченность основными видами продовольствия является высокой и ограничения импорта мясопродуктов и экспорта зерна представляется нецелесообразным.

9. Неэффективность функционирования государственной системы интервенционных закупок сельскохозяйственной продукции. Закупку сельскохозяйственной продукции в Украине занимаются два учреждения - Госрезерв и Аграрный фонд, однако отсутствие четкой, прозрачной и отлаженной системы взаимодействия между этими учреждениями и производителями аграрной продукции, а также недостаточность средств, предусмотренных для осуществления интервенционных закупок в государственном бюджете, приводят к закупке продовольствия, которое осуществляется несвоевременно и не в нужном объеме. Таким образом, государство не может воспользоваться этим инструментом экономической политики, который позволяет достичь ценового равновесия, а вынуждена применять методы административного регулирования и устанавливать цены на сельскохозяйственную продукцию (что является неэффективным, как подтвердили мясная, сахарная и зерновая кризиса). Это противоречит принципам рыночной экономики и ухудшает ситуацию в АПК.

Приведенные показатели доказывают необходимость либерализации рынков и увеличения объемов экспорта / импорта отдельных позиций сельскохозяйственной продукции, несмотря на многочисленные заявления определенных государственных деятелей о недопустимости таких действий, учитывая необходимость защиты отечественного товаропроизводителя. Стоит отметить, что несмотря на опасения польских чиновников относительно возможного "уничтожение" национального товаропроизводителя сельскохозяйственной продукции после либерализации внешних рынков в связи со вступлением Польши в ВТО и ЕС, наблюдается взаимовыгодное сотрудничество Польши с другими участниками указанных международных организаций и рост объемов производства и внешней торговли сельскохозяйственной продукцией. Необходимость либерализации внешнего сектора возникает при условии низкого уровня конкурентной борьбы, а следовательно, низкого качества продукции, завышенных цен на внутреннем рынке, недостаточности производства отдельных видов продукции и несоответствия объемов потребления на одного человека рекомендуемым нормам для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека (Приложение 8). Конечно, указанные негативные тенденции усиливаются снижением реального уровня благосостояния населения

Ввиду вышеизложенного, к приоритетным направлениям политики развития рынков сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в Украине целесообразно включить:

1) отмену моратория на продажу земли с одновременным обеспечением ее продажи на "прозрачных" земельных аукционах для недопущения концентрации земельных ресурсов в ограниченного круга субъектов хозяйствования;

2) отмена практики субсидирования сельскохозяйственных предприятий с одновременной разработкой государственной программы привлечения инвестиционно-технологических ресурсов в эту сферу для повышения уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

3) с целью демонополизации рынка усиление контроля со стороны Антимонопольного комитета Украины и административной ответственности субъектов хозяйствования за нарушение антимонопольного законодательства;

4) обеспечение создания оптовых рынков сельскохозяйственной продукции (ОРСП), существующих в развитых странах мира и призваны учитывать интересы и обеспечивать многочисленные потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, оптовых посредников и потребителей агропродовольства, во всех регионах Украины; ОРСП, как свидетельствует практика развитых стран, является одним из прогрессивных элементов инфраструктуры рынка, который обеспечивает надежность, прозрачность, демонополизацию, стабильность и соответствие принципам свободной конкуренции;

5) разработка государственной программы популяризации производственной кооперации между мелкотоварным производителями сельскохозяйственной продукции, осветив ключевые преимущества такого сотрудничества и положительный опыт развитых стран;

 

Приложение 1

Визначення впливу чинників зростання ВВП у сфері сільського господарства

Приложение 2

Показники поєднання областей України у кластери з виробництва стратегічної сільськогосподарської продукції

Приложение 3

Порівняльна характеристика країн у виробництві окремих видів с/г продукції

Додаток 4

Визначення впливу чинників інфляції у сфері сільського господарства

Приложение 5

Визначення впливу цін промислової продукції на індекс споживчих цін

Додаток 6

Рис. 1. Поголів'я великої рогатої худоби в Україні у період 1945-2007 рр.

Додаток 7

Основні канали реалізації сільськогосподарс� �кої продукції

(у % до загальних обсягів реалізації)

Канали збуту продукції /роки

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Переробним підприємствам

21

20

17

20

21

24

24,6

На ринках

37

21

19

16

15

13

16,9

Населенню

23

14

10

7

6

4

0,2

За іншими каналами

19

45

54

57

58

57

58,3

Приложение 8

Потенціал споживчого попиту

К. е.н., докторант НІСД М. Флейчук, Аспірант ЛКА Г. Антонюк


Мониторинг анализа развития рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствееных товаров Украины - 4.0 out of 5 based on 1 vote